Бесправен наш союз

Несмотря на неоднократные рекомендации и критику казахстанского трудового законодательства Международной организацией труда, Казахстан продолжает систематически нарушать права граждан на свободу объединения и ассоциаций.

Напомним, начиная с 2015 года Международная организация труда указывала правительству нашей страны на нарушения конвенции № 87 и требовала прекратить практику преследования профсоюзных лидеров, пересмотреть дела конкретных активистов и обеспечить свободу деятельности независимых профсоюзов.

В свою очередь, казахстанские чиновники на международном уровне продолжают заявлять, что «не видят никаких проблем ни с законодательством, ни с правоприменительной практикой» и ограничиваются лишь декоративными изменениями законодательства, которые никак не влияют на существующую ситуацию.

Наглядным подтверждением существования проблем как с законодательством, так и с правоприменительной практикой служит кейс общественного объединения «Отраслевой профессиональный союз работников топливно-энергетического комплекса», который на протяжении нескольких лет подвергается систематическому давлению  со стороны государства.

При этом профсоюзная организация продолжительное время безуспешно пытается зарегистрировать свои филиалы в Атырау и Алматы. В свою очередь, органы юстиции либо находят формальные поводы для отказа, либо просто «подвешивают» процедуру регистрации.

Так, 28 сентября 2021 года атыраускому филиалу отраслевого профессионального союза работников топливно-энергетического комплекса был дан «от ворот поворот» по причине неуплаты государственной пошлины в размере 50 тиын.

11 октября прошлого года Департамент юстиции Атырауской области отказал в государственной регистрации филиала, якобы из-за несоответствия переводов учредительных документов на русском и казахском языках.

17 ноября того же года профорганизация получила приказ о прерывании срока регистрации своего филиала сроком на один месяц для устранения недочетов в регистрационных документах. Однако, настоящий документ профсоюзники смогли получить только лишь по истечению срока приостановки, в связи с чем заявитель не смог воспользоваться правом на устранение неточностей в регистрационных документах.

Не дала результатов подача документов и в канун нового года. В январе 2022 года Департамент юстиции Атырауской области выпустил очередной приказ о приостановке регистрации филиала профсоюза.

Идентичная ситуация складывается вокруг попытки зарегистрировать алматинский филиал отраслевого профессионального союза работников топливно-энергетического комплекса.

30 декабря 2021 года в центр обслуживания населения города Алматы был подан пакет документов для получения статуса юридического лица.

Через две недели учредителями профорганизации был получен от Департамента юстиции южной столицы приказ, согласно которому процедура регистрации была приостановлена на месяц. Хотя ни руководство, ни специалист государственного органа, занимавшиеся обработкой документов, не сообщили в письменном ответе конкретных причин своего решения.

Государственные клерки ограничились отпиской со ссылкой на статью 1 Закона РК «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств», где прописаны обязанности юстиции по процедуре регистрации юридических лиц.

При личной встрече с главным специалистом О.Медетханом, занимавшимся изучением документов, инициативной группе так и не удалось выяснить причины приостановки процедуры регистрации. Не смогла дать внятного ответа и руководитель отдела организации работы по регистрации юридических лиц Департамента юстиции А.Кожахметова, переадресовав все вопросы к своему подчиненному.

Попытки получить письменный ответ с указанием конкретных причин несоответствия регистрационных документов также не увенчались успехом. Работники юстиции просто-напросто отказываются давать мотивированный ответ, ссылаясь на нежелание руководства его подписывать.

В настоящее время на действия областных департаментов были поданы жалобы в Министерство юстиции РК. Тем не менее, есть все основания полагать, что на этом хождения по кругу профсоюзников не закончатся, а Казахстану вновь придется оправдываться перед международным сообществом уже в ближайшее время.

Обращение к Правительству РК «О необходимости обеспечения должного уровня безопасности труда казахстанских рабочих»

Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности (далее – КМБПЧ) выражает крайнюю обеспокоенность возникновением всё новых несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью на территории Республики Казахстан.

Ежедневно тысячи наших граждан выходят на работу, несущую потенциальную опасность для их жизни и здоровья. События последних лет показывают, что такая опасность все чаще переходит из потенциальной в реальную.

Так, по заявлению председателя Комитета труда, социальной защиты и миграции Министерства труда и социальной защиты населения РК Ербола Нургалиева, за последние 5 лет (2016-2020 годы) количество пострадавших на производстве уменьшилось на 10,7% (с 1683 до 1503 человека), в том числе количество погибших – на 16% (с 248 до 208 человек).

Несмотря на то, что уполномоченные государственные органы предпринимают определенные меры, направленные на снижение травматизма на рабочих местах, ситуация на предприятиях остается далека от идеальной.

Так, 7 ноября 2021 года в Карагандинской области на шахте «Абайская», входящей в АО «АрселорМиттал Темиртау», погибло шесть шахтеров. Правительственная комиссия по расследованию причин и ликвидации последствий аварии на шахте «Абайская» Угольного департамента АМТ, в состав которой вошли все заинтересованные государственные органы, возглавляемая министром по чрезвычайным ситуациям, пришла к выводу, что в данной трагедии 100% вины лежит на транснациональной компании.

Более того, по данным Министерства по чрезвычайным ситуациям, в текущем году было проведено 32 проверки опасных производственных объектов АО «АрселорМиттал Темиртау» (по особому порядку – 9, внеплановых – 23). При этом было выявлено 2269 нарушений требований промышленной безопасности, наложено 24 административных штрафа на сумму 18 млн 822 тыс тенге, направлено 11 исков в суд о приостановке эксплуатации 34 опасных производственных объектов и технических устройств, которые в свою очередь могут привести к угрозе жизни и здоровью работников.

23 января 2022 года появилось очередное сообщение о гибели рабочего, вызванной падением башенного крана в г. Алматы. В результате 49-летний крановщик получил травму, несовместимую с жизнью, и скончался до приезда скорой. Предварительная версия о причинах гибели рабочего – неисправность конструкции крана.

Однако, как мы считаем, данные меры не носят системный характер и не предупреждают такого рода трагедий в будущем.

С 2019 года КМБПЧ оказывает содействие гражданам по делам, связанным с производственным травматизмом, вследствие чего мы регулярно обнаруживаем трагические закономерности в возникновении и расследовании несчастных случаев. Причины, вызывающие данные трагедии, связаны зачастую как с пробелами действующего законодательства, так и с проблемами его правоприменения.

Исходя из этого, мы считаем, что механизмы реализации государственной политики в сфере безопасности труда не приводят к желаемым результатам и нуждаются в кардинальном изменении.

В 1996 году Казахстан ратифицировал Конвенцию Международной организации труда (МОТ) №155, которая распространяется на все отрасли экономической деятельности и требует разработки национальной политики в области безопасности труда. В соответствии со ст. 9 Конвенции проведение в жизнь законодательства и правил по безопасности и гигиене труда и производственной среде обеспечивается надлежащей и соответствующей системой инспекции.

В 2006 году Казахстан ратифицировал 187 Конвенцию Международной организации труда, согласно которой, взял на себя обязательства содействовать постоянному совершенствованию безопасности и гигиены труда в целях предупреждения случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний и гибели людей на производстве.

В этой связи мы предлагаем:

  1. Направить все возможные усилия на предупреждение несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью.
  2. Усилить роль контрольно-надзорных органов власти в сфере трудовых отношений и безопасности труда.
  3. Осуществление контрольно-надзорных функций должно применяться к субъекту, вне зависимости от его формы собственности, места регистрации или же категории предпринимательства, поскольку незамедлительное реагирование и ответственное отношение государственных органов станет залогом безопасности трудящихся.
  4. Проводить эффективное расследование и защищать интересы работников, не имеющих надлежащим образом оформленных трудовых отношений либо же имеющих «скрытые» формы трудовых отношений, без какой-либо дискриминации[1].
  5. Повсеместно, через независимые профсоюзные организации и коллективы трудящихся внедрять на предприятиях органы рабочего контроля в сфере безопасности труда, которые станут эффективным средством борьбы за безопасность на производстве. При этом важно включить право рабочих на полное или частичное приостановление работы на предприятиях, где имеются нарушения безопасности труда до их полного устранения. Такое приостановление работы должно толковаться не как забастовка, а как вынужденный простой, возникший по вине работодателя.
  6. Привести законодательство в соответствие с рекомендациями МОТ и международными обязательствами Казахстана.

[1] . В одном из известных нам случаев, орган государственной инспекции труда заявил, что неофициальное трудоустройство или сотрудничество по гражданско-правовому договору лишает работника каких-либо выплат при несчастном случае (https://www.nur.kz/incident/accident/1937943-rabotal-po-ustnoy-dogovorennosti-gibel-kazahstantsa-pri-prokladke-teplotrassy-ostalas-beznakazannoy/).

Предпенсионное напряжение

Не выплачивали заработную плату, не перечисляли деньги в пенсионный фонд и сократили работника предпенсионного возраста. Сразу три грубых нарушения допустил руководитель столичного ТОО в отношении электрика.

В столичный офис Бюро по правам человека обратился гражданин К., 1958 года рождения, который сообщил о том, что столкнулся с обманом работодателя, имевшего далекоидущие последствия.

В сентябре 2019 года гражданин К., имея большой опыт работы электриком, устроился на работу в строительную компанию, занимающуюся, в основном, фасадными работами. К. сообщает, что работодатель периодически задерживал заработную плату, однако в скором времени все возмещал. Сам же К., будучи человеком пожилым и добросердечным, с понимаем относился к таким проблемам работодателя и закрывал глаза на несвоевременную выплату.

Между тем, в октябре 2020 года ТОО вообще перестало выплачивать К. деньги, используя те же самые аргументы: денег нет, но скоро, мол, поступят от заказчика, а вы ждите. Ожидания продлились три месяца. В итоге, сразу же после нового года ТОО сообщило электрику, что платить, к сожалению, не может и вынуждено его сократить. Однако же заверили, что заработанное за три месяца он получит сполна, нужно опять подождать. И как только дела наладятся, вновь пригласят его на работу.

К. ждал, надеясь на добросовестность пусть и бывшего, но работодателя, однако, тот ни одно из своих обещаний не сдержал, оставив экс-работника как без зарплаты, так и без работы. В то время К. еще не знал, что совесть работодатель потерял еще раньше.

В августе 2021 года К. достиг пенсионного возраста и обратился в Единый Накопительный Пенсионный Фонддля оформления пенсии, где узнал, что ТОО «К» даже не помышляло перечислять деньги в пенсионный фонд. Так что размер пенсии оказался заметно меньше ожидаемого.

Изучив дело гражданина К., мы подготовили жалобу в государственную инспекцию труда (Управление контроля и качества городской среды города Нур-Султан), в которой попросили госорган провести проверку ТОО, обязав выплатить и заработную плату, и компенсационные выплаты в пользу гражданина К., а также привлечь виновных лиц к ответственности. Вторая жалоба была подготовлена в управление государственных доходов (налоговый орган), в которой содержалась просьба обязать ТОО произвести все причитающиеся К. обязательные пенсионные выплаты.

Нужно отметить, что помимо очевидных нарушений прав работника К., есть также нарушение, о котором не знают даже многие работники отдела кадров, а именно – сокращение работника предпенсионного возраста. Пункт 1 статьи 53 Трудового Кодекса РК прямо указывает, что не допускается расторжение трудового договора по инициативе работодателя в связи с сокращением численности или штата работников с работниками, до достижения пенсионного возраста которым осталось менее двух лет, без наличия положительного решения комиссии, созданной из равного числа представителей от работодателя и работников.

Таким образом, работодатель, желающий сократить такого работника, обязан собрать специальную комиссию, включающую равное количество представителей работников и, например, профсоюза, которая имеет полномочия на принятие такого решения. В противном случае сокращение является незаконным.

Помимо этого, мы настоятельно призываем всех работников периодически проверять состояние своих пенсионных накоплений и прямо указывать работодателю о том, что удержание и перечисление обязательных пенсионных взносов (ОПВ) является прямой обязанностью работодателя, нарушение которой карается по закону, тем более что такими нарушениями занимается орган государственных доходов.

О решениях, принятых указанными органами в результате рассмотрения подготовленных нами заявлений, будет сообщено дополнительно.

Зарплаты официальные и реальные

Юристом филиала Бюро по правам человека в рамках проекта «Трудовые права в РК» провела опрос в период с 11 по 17 декабря 2021 г. среди жителей Павлодара касательно заработной платы. В данном опросе приняло участие 100 человек.

По результатам опроса получены следующие результаты:

– учитель (5 человек): заработная плата составляет от 120 000 до 300 000 тенге в месяц (в зависимости от категории);

– сотрудники банка (3 человека): заработная плата составляет до 200 000 тенге в месяц;

– работники производственных предприятий (8 человек): заработная плата составляет от 120 000 до 190 000 тенге в месяц (в зависимости от категории);

– бухгалтер-финансист (9 человек): заработная плата составляет от 120 000 до 160 000 тенге в месяц;

– воспитатель (7 человек): заработная плата составляет от 115 000 до 160 000 тенге в месяц (в зависимости от категории);

– сотрудник налоговой службы (2 человека): заработная плата составляет 150 000 тенге в месяц;

– сотрудники государственной службы (2 человека): заработная плата составляет от 150 000 тенге в месяц;

– медицинские работники (мед.сестра – 6 человек, мед.статисты – 3 человека): заработная плата составляет от 110 000 до 150 000 тенге в месяц (в зависимости от категории);

– служба безопасности (10 человек): заработная плата составляет от 42 500 до 120 000 тенге в месяц;

– дизайнер (1 человек): заработная плата составляет 120 000 тенге в месяц;

– продавец-консультант (15 человек): заработная плата составляет до 100 000 тенге в месяц;

– юрист (8 человек): заработная плата составляет от 74 000 до 150 000 тенге в месяц;

– сотрудник ЦОНА (5 человек): заработная плата составляет 83 000 тенге в месяц;

– психолог в медицине (6 человек): заработная плата составляет от 73 000 до 90 000 тенге в месяц (в зависимости от стажа);

– помощник воспитателя (6 человек): заработная плата составляет 64 000 тенге в месяц;

– техничка (4 человека): заработная плата составляет до 58 000 тенге в месяц;

– дворник (3 человека): заработная плата составляет 34 000 тенге в месяц (пенсионеры).

Таким образом можно предположить, что заработная плата жителей города Павлодара составляет около 113 тысяч тенге в месяц.

При опросе одна из жительниц города Павлодара заявила, что она работает в одном из промышленных предприятий города Павлодара и на данный момент руководством рассматривается вопрос об изменении трудового договора. Связано это с тем, что будет изменена оплата труда, которая будет зависеть от выработки производства. И добавила, что руководство предприятия уже предупредило о том, что в случае, если работников не будут устраивать условия труда, то они могут написать заявления на увольнение.

Также жители города Павлодара отметили, что заработной платы не хватает и им приходиться подрабатывать в такси, на стройках (штукатур-маляр).

Кроме павлодарцев в опросе приняли участие два столичных жителя  – представитель судебной системы, заработная плата которого составляет 235 000 тенге в месяц и сотрудник индустрии красоты, его заработная плата составляет более 300 000 тенге в месяц.

По официальным данным, опубликованным 15 декабря 2021г. на сайте pavon.kz, в Павлодарском регионе среднемесячная зарплата жителей региона составляла 214 тысяч тенге, а также указано, что к 1 ноября 2021-го в регионе насчитали чуть больше 748 тысяч жителей. Почти 71% из них – городское население.

Таким образом официальные данные и результат социального опроса, проведенный юристом КМБПЧ имеют значительное расхождение по расчету среднемесячной заработной плате жителей Павлодарского региона.

Помимо самого опроса респондентам были оставлены контактные номера и при необходимости оказывалась юридическая консультация. Также участникам опроса был выдан раздаточный материал в рамках проекта «Трудовые права в РК».

Человек труда в мире «цифры»

Сотрудники Карагандинского филиал Бюро по правам человека провели встречи с директором Ассоциации предпринимателей и лидерами Профсоюзного центра Карагандинской области.

В преддверии Дня Независимости сотрудники карагандинского филиала Казахстанского международного бюро по правам человека провели рабочую встречу с директором Ассоциации предпринимателей Карагандинской области Сериком Санаубаевым.

В ходе рабочей беседы состоялся обмен новостями правового характера, а также были обсуждены грядущие перемены в трудовых отношениях в связи с их «дрейфом» в «цифру». Работа гиг-платформ всё больше и больше входит в экономику страны, порождая новый тип трудовых взаимоотношений, который должен вписаться в существующие и перспективные механизмы трипартизма и социального партнерства в Республике Казахстан, обеспечивая защиту человеку труда.

В этот же день была проведена рабочая встреча с лидерами Профсоюзного центра Карагандинской области – Булатом Жумабековым и Татьяной Шатохиной. На встрече также обменялись новостями, высказав свои опасения и некоторый скептицизм в отношении программы «Цифровой Казахстан». Уже сегодня следует посмотреть на отношение профсоюзов к открывающимся перспективам цифрового мира. Подспорьем в этой работе будут переданные Профсоюзному центру материалы и брошюры по трудовым правам.

Среди переданных брошюр предпринимателям и руководству профсоюзов: «Заработная плата», «Трудовой договор с несовершеннолетними и их защита», «Трудовой договор и его заключение по законодательству Республики Казахстан», «Прекращение трудового договора: теория и практика». Эти брошюры в большинстве своем были разработаны экспертами КМБПЧ.

Консультации, советы практического характера и отдельные нормы трудового законодательства, приведенные в изданных брошюрах, будут способствовать цивилизованности трудовых отношений в стране, в конкретных регионах и в Карагандинской области.

Кроме того, профсоюзы и правозащитники договорились о проведении 22 декабря текущего года круглого стола по теме «Цифровая экономика: перспективы развития профсоюзов». Полагаем, что интерес к теме круглого стола неподдельный и своевременный.

За фасадом известного отеля

В одном из столичных отелей, входящих в международную сеть, новое иностранное руководство решило, что из работников полагается выжимать все соки.

В столичный офис Бюро по правам человека обратился коллектив работников известного в городе отеля, входящего в одну из крупнейших международных сетей отелей и курортов.

Работники сообщили, что международная сеть назначила в отель нового директора-иностранца, установившего свои «порядки», которые никак не согласуются с действующим законодательством РК и нормами международного права.

В частности, новый директор увеличил работникам объем работ, который они должны будут выполнять. Так, в одном из отделов, состоящим из двух работников, вся работа легла на одного, после того как его коллега ушел из отеля по собственному желанию. Взамен двойной нагрузки работодатель оплачивал работнику премию в 20 000 тенге.

Примечательно то, что должностные инструкции многих работников просто исчезли из отдела кадров, что работодатель трактует как свою полную свободу в том, чем он может нагружать любого из работников.

Другой работник поведал, что более сорока человек, осуществляющих трудовые функции в отеле, не имеют трудовых договоров, а их отношения оформлены как гражданские, несмотря на то, что имеются все признаки трудовых правоотношений, что является нарушением действующего законодательства.

Более того, новый директор не стесняется открыто нанимать своих хороших знакомых, в том числе и иностранных, на важные должности в отеле, чья квалификация в некоторых случаях не соответствует занимаемой должности, а заработная плата при этом превышает оклады граждан Казахстана.

Работник А., непосредственным руководителем которого и стал такой иностранный «специалист», сообщил, что ему приходилось много времени тратить не на выполнение своих должностных обязанностей, а на «поддержку» иностранного начальника, так как он требует от работника тщательного сопровождения своих рабочих вопросов в виду низкой компетенции.

В результате этого А. подал заявление об увольнении, указав причиной оказывающееся на него давление со стороны иностранного «специалиста», однако директор гостиницы отказался принимать заявление в таком виде и потребовала его переделать, убрав формулировки об оказании давления со стороны своего земляка.

Помимо того, обратившиеся рассказали, что подвергаются травле на работе со стороны директора гостиницы и других приближенных к нему людей, позволяющих себе нарушать принципы этичного общения и выражаются нецензурной лексикой.

На данный момент коллектив отеля обратился к вышестоящему руководству, изложив свои проблемы, но ответа до сих пор не получил.

В ходе прошедшей беседы было рекомендовано сформировать на рабочем месте первичную профсоюзную организацию и начать вести переговоры с работодателем об утверждении единого штатного расписания, формировании должностных инструкций для каждого из работников, принятии единой и общедоступной политики в отношении премирования работников и начисления заработной платы, а также обеспечения равных возможностей при приеме на работу для всех кандидатов.

Также им было рекомендовано направить обращение в местную инспекцию труда с изложением всех выявленных нарушений, связанных с оформлением трудовых отношений, привлечению к принудительному труду и дискриминации на рабочем месте.

Коллектив пообещал держать Бюро по правам человека в курсе достигнутых успехов или возникновении дополнительных проблем.

Скорбная сотня

За десять месяцев уходящего года на предприятиях Павлодарской области пострадало, как минимум, сто работников.

Ранее Комитет труда, социальной защиты и миграции Минтруда РК опубликовал статью, что за 10 месяцев в Казахстане, в результате несчастных случаев на производстве пострадало 1197 работников, 169 из которых погибли. Там же было отмечено, что уровень производственного травматизма вырос на 2,4% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. При этом смертность от производственного травматизма снизилась на 3,6%. В публикации говорится, что высокий уровень производственного травматизма сохраняется в Карагандинской (пострадало 211 человек), Восточно-Казахстанской (153 человека), Актюбинской (97 человек), Павлодарской (96 человек), Костанайской (91 человек) областях.

В этой связи хотелось бы подробнее остановиться на Павлодарской области.

По официальным данным, за 10 месяцев 2021 года на производстве пострадало 96 человек. Однако при проведении мониторинга социальных сетей было зафиксировано за ноябрь 2021г. по информации СМИ еще два случая производственного травматизма, а в декабре 2021г., также по данным социальных сетей, очередные два несчастных случая на производстве. Таким образом, подводя итоги 2021 года, в Павлодарской области на производстве пострадало сто человек. Необходимо отметить, что наибольшее количество пострадавших отмечается на предприятиях промышленной и строительной отрасли.

В области действуют около тысячи промышленных предприятий, в том числе пятнадцать системообразующих обеспечивающие более 70% всего объема промышленного производства (ТОО “Богатырь Комир” (добыча угля), АО “Евроазиатская энергетическая корпорация” (добыча угля, производство электро-, теплоэнергии), Аксуский завод ферросплавов – филиал АО “ТНК Казхром” (производство ферросплавов), АО “Алюминий Казахстана” (выпуск глинозема, электроэнергии), АО “Казахстанский электролизный завод” (производство алюминия необработанного), ПФ ТОО “KSP Steel” (производство бесшовных труб и стали), ПФ ТОО “Кастинг” (выпуск стали), АО “Павлодарский нефтехимический завод” (производство нефтепродуктов, добыча минерального сырья, ремонт прочих машин и оборудования, снабжение паром и водой), АО “Станция Экибастузская ГРЭС-2” (выработка электроэнергии)).

Что же могло стать причиной несчастных случаев: Небезопасные условия труда или все-таки неосторожность самого работника? Данные инциденты фиксируются в Управлении комитета труда, социальной защиты и миграции Павлодарской области, но результаты проведенной проверки и предпринятые меры по несчастным случаям вышеуказанной организации нигде не публикуются.

Однако имеется случай, который произошел 29 сентября 2021г. в производственном цеху одного из предприятий Павлодара «Kas Ziegel». 58-летнего работника придавило станком по изготовлению кирпича. От полученных травм мужчина скончался на месте. Руководитель областного управления труда Аскар Капанов на брифинге в региональной службе коммуникаций прокомментировал: «Расследование несчастного случая завершено. Определено 100% вины предприятия. Среди ответственных – первый руководитель предприятия и сотрудник ИТР. Сам работник ответственным не считается, с его стороны грубой неосторожности не было, была обычная невнимательность».

Теперь материалы по делу о несчастном случае на производстве направлены в полицию.

Администрация предприятия с данным решением категорически не согласна и готова обжаловать данный акт в судебном порядке, так как, по словам сотрудников предприятия, имеются доказательства нарушения техники безопасности. По словам сотрудников, ими были принесены искренние соболезнования семье погибшего, оказана материальная помощь на погребенье в сумме миллиона тенге. В качестве компенсации была предложена сумма в размере еще трех миллионов, от которой родственники отказались. На данный момент трагедия никак не комментируется в СМИ и родственниками погибшего. Чем же завершится данный спор неизвестно. Также абсолютна неизвестна реакция профсоюзов (и реагируют ли они хоть как-то вообще).

Но за дальнейшим будет наблюдать юрист проекта по соблюдению трудовых прав Бюро по правам человека.

Заявление правозащитных организаций Казахстана

16 декабря 2021 г. исполняется 10 лет трагическим событиям в городе Жанаозен и посёлке Шетпе, когда после многомесячной забастовки рабочих-нефтяников в результате применения полицией огнестрельного оружия, в г. Жанаозен и находящемся неподалёку п. Шетпе по официальным данным, погибло 17 человек и более 86 получили ранения.

На прошедших в 2012 году уголовных процессах, в результате которых ряд рабочих активистов и нефтяников были приговорены к длительным срокам лишения свободы якобы за участие в массовых беспорядках, подсудимыми рабочими были сделаны заявления о пытках в ходе так называемого следствия, массовых задержаниях и избиениях жителей Жанаозена. Ни одно из этих заявлений не было расследовано объективно и беспристрастно. Были также осуждены пять полицейских за превышение должностных полномочий, однако осталось неизвестным, кто отдал приказ полиции стрелять по невооруженным людям.

Мы считаем, что в ходе трагических событий в Жанаозене и Шетпе, государство нарушило право на жизнь, применив летальное оружие против мирных жителей, право на свободу от произвольных задержаний, свободу от пыток, право на справедливый судебный процесс.

Верховный Комиссар ООН по правам человека Нави Пиллэй и спецдокладчик ООН по свободе мирных собраний и объединения Майна Киаи заявили о том, что для восстановления доверия народа Казахстана «необходимо проведение международного независимого расследования Жанаозенских событий».

Поддерживая этот призыв, мы требуем:

1. Проведения тщательного расследования всех фактов пыток и наказания виновных в их совершении.

2. Расследовать всю информацию о насилии в отношении задержанных женщин в Жанаозене 16, 17, 18 декабря 2011 года. 

3. Провести объективное всестороннее расследование убийств в Жанаозене и Шетпе: Жаксылыка Турбаева, Жансауле Карабалаевой, Базарбая Кенжебаева, Александра Боженко, Торебека Тулегенова (Шетпе) и Галымжана Кенжебаева, а также других лиц, отсутствующих в официальном списке погибших.

4. Дать правовую оценку действиям государственных органов, начиная от акиматов, департамента полиции, органов прокуратуры, Комитета национальной безопасности, руководства нефтяных кампаний «Каражанбасмунай», «Озенмунайгаз», а также «Ерсай каспиан контрактор» в ходе забастовкок 2011 года, во время и после расстрела 16 декабря 2011 года, включая следственные действия и судебные процессы 2012 года.

5. Расследовать и дать правовую оценку событиям в Шетпе: действиям всех, находившихся там правоохранительных органов и местного акимата, когда был убит сотрудник МЧС Торебек Тулегенов и ранены местные мирные жители. Обстрелу тогда подверглись и некоторые дома жителей Шетпе. 

6. Расследовать и привлечь виновных к ответственности за применение пыток и насилия в отношении осужденных жанаозенцев и шетпинцев в пенитенциарной системе Казахстана, поскольку смерти Максата Досмагамбетова (Жанаозен) и Габидена Бахытжана (Шетпе) напрямую связаны с условиями их содержания в учреждениях системы Комитета уголовно-исполнительной системы МВД РК.

7. Реабилитировать и предоставить материальные компенсации со стороны правительства Казахстана всем семьям убитых и раненых в Жанаозене и Шетпе 16-18 декабря 2011 г.

ОФ Либерти

Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности

Международная Правовая Инициатива

ОФ Ар.Рух.Хак

Свои и чужие

Воспитатели костанайского дома-ребенка уже несколько лет не могут добиться повышения заработной платы. Все потому, что ни управление здравоохранения, ни управление образования не считает их своими.

Без индексаций заработных плат вынуждены жить годами педагоги, работающие в КГУ «Костанайский дома-ребенка «Дельфин». Все по причине того, что работают они в учреждении здравоохранения, не несущего ответственность за сферу образования.

Работники попытались было узнать причины бездействий со стороны родного ведомства. Ответ оказался прост:

«В соответствии с Законом РК от 27 декабря 2019г. № 239-VI «О статусе педагога», педагог – лицо, имеющее педагогическое или иное профессиональное образование по соответствующему профилю и осуществляющее профессиональную деятельность педагога по обучению и воспитанию обучающихся и (или)воспитанников, методическому сопровождению или организации образовательной деятельности. Действие Закона распространяется на педагогов, осуществляющих профессиональную деятельность в дошкольных организациях образования, организациях среднего (начального, основного среднего, общего среднего) технического и профессионального, послесреднего образования, организациях дополнительного образования для детей, специализированных, специальных организациях образования, организациях образования для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в методических кабинетах.

Перечень должностей, на который распространяется статус педагога, утвержден приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан от 15 апреля 2020г. №145 «Об утверждении Перечня должностей педагогов». В этой связи, вышеуказанная норма Постановления № 1193 не распространяется на педагогов, работающих в государственных учреждениях и казенных предприятиях сферы здравоохранения».

Другими словами, вы – не наши.

Значит ли это, что если работник – педагог и работает в организациях здравоохранения, то ему можно платить меньше? Однозначно, нет, иначе работодатель подвергает своих работников дискриминации. Причем, это только часть проблемы. Многие педагоги аттестованы, но ряд из них не может получить аттестацию. Руководством «Дельфина» направлялось обращение в Управление образования Костанайский области, последнее дало краткий ответ – в соответствии с законом, «для проведения аттестации педагогических работников и приравненных к ним создаются аттестационные комиссии соответствующих уровней в уполномоченных органах соответствующей отрасли».

Однако, в уполномоченных органах здравоохранения не регулируется вопрос аттестации педагогов, только медицинских работников. Одновременно и уполномоченный орган образования не регулирует вопрос аттестации педагогов, которые работ в сфере здравоохранения. И как быть?

К сожалению, но это ситуации говорит только об одном, что не в зависимости от того, где фактическое место работы, человек не может быть ущемлен в каком-то праве, и уполномоченные на то органы обязаны решить эту проблему совместно, а не перекладывать друг на друга …

Уязвимы более других

В Уральске в ходе встречи юриста филиала Бюро по правам человека с руководителем Центра социальной адаптации для лиц, не имеющих определенного места жительства подняли больные вопросы неофициального трудоустройства и обмана со стороны работодателей.

Юрист Западно–Казахстанского филиала Бюро по правам человека Татьяна Думчева провела в Уральске встречу с Ерланом Мустафиным, руководителем Центра социальной адаптации для лиц, не имеющих определенного места жительства. В ходе данного мероприятия обсуждались вопросы законного трудоустройства и выплаты заработной платы. 

Сотрудник Бюро изложила основные положения трудовых прав, после чего провела экскурс по заключению трудовых договоров и постаралась объяснить, как не оказаться обманутым работодателем в период действия моратория на проведение проверок.

Помимо этого, обсудили вопросы дальнейшего содействия филиала правозащитной организации с Центром в части документирования проживающих там лиц для дальнейшей возможности официального трудоустройства. Не секрет, что большинство обитателей социального учреждения работают неофициально и, как правило, оказываются обманутыми работодателями при попустительстве государственных уполномоченных органов по защите трудовых прав.