В поисках утраченного времени

Типичная для нашего «общества всеобщего труда» история: компания под разными предлогами уклоняется от составления трудового договора с работником, вследствие чего невозможно ничего доказать и все инстанции по защите трудовых прав встают на сторону работодателя.

Третий год житель столицы Сакен Тулубаев не может добиться выплаты полагающейся ему заработной платы. Казалось бы, не такая уж большая сумма в размере 196 252 тенге оказалась совершено неподъемной для ТОО «Alcom Engineering Group», являвшейся субподрядчиком строительных гигантов. А причиной возникновения такой ситуации стало банальное незаключение трудового договора.

Сакен в октябре 2017 года устроился в ТОО «Alcom Engineering Group» на должность монтажника входных и технических дверей. В течение последующих полутора месяцев мужчина устанавливал входные, межкомнатные и противопожарные двери в таких жилых комплексах как «Миллениум Пар» и «Барселона», в домах BI-city и «Грин парке». Все это время Тулубаев требовал заключения трудового договора, но работодатель лишь кормил своего работниками «завтраками». Когда встал вопрос о выплате заработной платы, руководство компании также предложило «немного подождать». Однако возмущенный монтажник решил уволиться и истребовать задолженность через суд.

С этого момента и начались у Тулубаева хождения по мукам.

Первая инстанция, куда обратился Сакен, встала на сторону монтажника и в упрощенном порядке присудила мужчине выплату причитавшегося долга. Но тут уже компания подала апелляцию, и решением второй инстанции в удовлетворении иска Тулубаева было отказано.

Причиной, по которой суд счел невозможным истребование задолженности по заработной плате стало отсутствие у истца на руках все того же трудового договора. При этом свидетельские показания и иные доказательства о том, что мужчина состоял в трудовых отношениях с ТОО «Alcom Engineering Group», Фемида пропустила.

После этого Сакен обращался в кассационный суд, где предыдущее решение было оставлено без изменений, в органы прокуратуры, в Министерство труда и социальной защиты населения.

— За все это время я обратился в более чем 70 инстанций, но все тщетно. Не дали результатов и обращения к народным избранникам: к пяти сенаторам и двум мажилисменам, а также в партии «Нур Отан», «Ак Жол» и КНПК. Остается надежда только на средства массовой информации, — сетует Тулубаев.

Кстати, вступаться за монтажника не стал и профсоюз строителей, который ограничился лишь помощью в составлении иска в первую инстанцию.

Тем не менее, сдаваться Тулубаев не намерен, и надеется, что прокуратура опротестует решения судебных инстанций, а ему выплатят причитающиеся деньги.

В режиме самоустраненности

Похоже, что карантин и закончившийся режим чрезвычайного положения в стране стали удобным поводом для нарушения прав трудящихся. При этом государство полностью отстранилось от защиты прав наемных работников, отказывая в рассмотрении их жалоб.

Мы уже писали о том, как на протяжении полугода работники семейского транспортного предприятия ТОО «Semey Bus» не могут заставить работодателя выплатить заработанных денег и соблюдать нормы трудового права. В то же время обращения к должностным лицам государственных органов Восточно-Казахстанской области, которые по роду своей должностных полномочий должны защищать права и законные интересы трудящихся, остаются не услышанными. А Управление государственной инспекции труда отказывается как-либо вмешиваться в данный трудовой конфликт. (см. «Нарушайте, не стесняйтесь!»)

С подобным нежеланием госорганов вмешиваться в трудовые конфликты, как выясняется, работники сталкиваются по всей территории Казахстана. Более того, самоустраненность Управлений государственной инспекции труда усилилась в период действия чрезвычайного положения и карантина в стране.

Так, в Уральске при обращении в Управление по инспекции труда ЗКО заявители получают отписки о невозможности проведения проверок по фактам нарушения трудового законодательства. Причины, по которым орган, представляющий государство, не желает вмешиваться в трудовые споры разнятся от ситуации.

В период действия чрезвычайного положения Управление по инспекции труда ссылалось на Указ президента о введении ЧП и постановление № 5-ПГВр от 30 марта 2020 года главного государственного санитарного врача ЗКО «Об усилении мер по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)  на территории Западно-Казахстанской области», согласно которым проведение внеплановых проверок представлялось невозможным.

Однако же после окончания режима чрезвычайного положения областное Управление по инспекции труда стало ссылаться уже на Указ президента от 26 декабря 2019 года № 229, согласно которому с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года проверки и профилактический контроль и надзор с посещением субъектов малого предпринимательства, в том числе субъектов микропредпринимательства, запрещены.

Таким образом, государственный орган в нарушение национального законодательства, отказывает заявителям в защите их социальных и экономических прав.

В соответствии с законом, проверки хозяйствующих субъектов малого бизнеса являются плановыми и внеплановыми, а указ президента касается, прежде всего, плановых проверок, временное приостановление которых действительно необходимо для ослабления административного давления на малый бизнес. Что касается внеплановых проверок, то они проводятся при наличии оснований, одним из которых выступают жалобы граждан на различные нарушения их прав.

Результаты онлайн опроса по положению трудящихся в Казахстане в период карантина и ЧС

Начиная с 16 марта и по 11 мая в Казахстане, в рамках борьбы с пандемией коронавируса, действовал режим чрезвычайного положения. В данный период были значительно ограничены социальная и экономическая сферы деятельности. Практически все крупные населенные пункты были закрыты на карантин.

Согласно прогнозам МОТ, кризис Сovid-19 затронет 81% трудоспособного населения в мире.

Карантинные меры, предпринятые в Казахстане, также сказались на работе предприятий и выразились в повышении уровня безработицы и снижении доходов части населения.

В попытке выявить приблизительное положение вещей в стране, Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности провело онлайн анкетирование.

Данные собирались через платформу Google Forms. Анкета состояла из 15 вопросов и была доступна на двух языках — русском и казахском. Использовался метод «удобной выборки» (convenient sampling), заполнить анкету мог любой желающий, перейдя по открытой ссылке на опрос.

В исследовании участие приняли респонденты из всех областей Казахстана. Полученные данные в значительной мере коррелируются с информацией, появлявшейся в независимых СМИ.

Согласно опросу, в независимости от возраста, места работы и типа оформления трудоустройства, без доходов по той или иной причине (увольнение, закрытие предприятия, временная приостановка предприятия, отпуск без сохранения заработной платы и т.д.) осталось 35,2% респондентов. При этом, порядка 58,8% имеют на иждивении членов семьи.

Однако, помощь от государства смогли получить лишь 12,5% опрошенных. Остальные либо вовсе не обращались за помощью к государству, либо просто не смогли ее получить.

Необходимо отметить, что основное количество анкет было заполнено в первую половину ЧП, так как в последующем количество обращений к государству за помощью, согласно официальной статистике, значительно выросло. Однако, выплаты, в конечном итоге, получили далеко не все нуждающиеся. Поэтому, если смотреть на количество выплаченных пособий за весь период действия ЧП (согласно официальной статистике), то процент полученной помощи от государства от количества запросов будет составлять порядка 38-25%.

Возраст респондентов, принявших участие в анкетировании:

Снижение доходов произошло у чуть менее половины респондентов. Так, заработная плата лишь у 53,7% опрашиваемых сохранилась на прежнем уровне. Треть населения, согласно опросу, вообще лишились какого-либо дохода.

При этом, продолжили работать на рабочих местах полный рабочий день 25% респондентов. 36,8% были переведены на режим удаленной работы. Порядка 38,2% были отправлены в отпуск без содержания, уволены или их предприятия были закрыты.

Необходимо отметить, что порядка 80,9% респондентов отметили, что при трудоустройстве заключали трудовой договор. По устной договоренности работало всего 2,2%. Такой низкий выявленный процент незаключения договоров связан с тем, что исследование проводилось онлайн в основной массе среди тех, кто имеет/имел более ли менее стабильные доходы и трудоустраивался официально. Согласно официальным данным, теневой рынок труда составляет не менее 40% казахстанцев, подавших заявления на получение пособий по потере доходов. По факту, не исключено, что данный процент значительно выше.

Показательная ситуация складывается вокруг профсоюзов. С учетом фактически отсутствия независимых профсоюзных организаций, среди казахстанцев складывается низкий уровень доверия к подобным объединениям. Так, только 28,7% респондентов состоят в профсоюзах.

При этом, лишь в 22,1% случаев профсоюзные организации занимаются защитой интересов своих членов. У 58,8% опрошенных нет профобъединений на предприятиях, а 19,1% респондентов не знают о наличии/деятельности профсоюзной организации.

85,3% опрошенных заявили, что являются уроженцами своих населенных пунктов, где и продолжают работать. Внутренними мигрантами назвали себя 14,7% респондентов. Необходимо отметить, что уровень внутренней миграции в стране на порядок выше, чем было выявлено в исследовании. Связано это с тем, что перед закрытием городов на карантины, приезжие работники поспешили вернуться на свою малую родину, в связи с чем, лишившись работы, не были учтены в данном пункте исследования.

Выводы:

Данное исследование показывает, что режим ЧП и карантин значительно отразился на положении трудящихся. Значительный процент казахстанцев частично или полностью лишился доходов.

Помощь со стороны государства оказалась на столько достаточной, чтобы не допустить социального взрыва и «голодного бунта», однако продолжение режима карантина в городах и снятия с себя обязательств перед населением, после снятия режима ЧП, по выплате материальной помощи может привести в последующем к росту социальной напряженности.

Подобное исследование проводилось и в Республике Кыргызстан, с результатами которого вы можете ознакомиться по ссылке: https://labourcentralasia.org/ru/news/rezultaty-onlayn-oprosa-po-situatsii-rabotayushchikh-lyudey-v-kyrgyzstane-v-period-karantina/

Пальцы – дело наживное?

Заключенному, лишившемуся в колонии двух пальцев на производстве по вине работодателя, вместо компенсации и инвалидности угрожает начальник учреждения.

По-прежнему в Шымкенте осужденные лишены защиты от ущемления их прав. В подтверждение чему в адрес филиала Бюро обратился Эльдар Сараджаев, представляющий интересы осужденного Чингиза Исхакова, который отбывает наказание в учреждении ИЧ 167/2 (Шымкент).

В своем заявлении Сараждаев описывает несчастный случай на производстве произошедший с Чингизом. В сентябре 2019 г., работая в ТОО «Алтын ана», он лишился двух пальцев — большого и указательного на левой кисти руки, потеряв 100% трудоспособности. 

Чингизу пообещали возместить причинённый ущерб, но обещания так и остались обещаниями. В течение семи месяцев никто так и не помог ему с оформлением группы инвалидности, тем самым лишив возможности получения материальной помощи, как самим Чингизом, так и его семьей. 

Как указал в заявлении Сараджаев: «Начальник учреждения ИЧ 167/2 Ескулов М., прокурор Шалов Н. и директор ТОО «Алтын ана» в сговоре всячески отрицают свою вину». И самое главное — начальник учреждения за то, что Чингиз отстаивает свои права и пишет различные жалобы, которые не покидают стены учреждения, неоднократно угрожал пострадавшему. Поэтому Чингиз был вынужден записать видеообращение в адрес различных государственных органов и говорит о полной вине работодателя, что было выявлено трудовой инспекцией. 

Но компенсации, как уже говорилось, он так и не увидел.

Информация для работников организаций здравоохранения, которые не могут получить социальную выплату в связи с заражением коронавирусом

В соответствии с Правилами осуществления единовременной социальной выплаты работникам организаций здравоохранения, задействованным в противоэпидемических мероприятиях по борьбе с коронавирусной инфекцией СOVID-19, в случае их заражения или смерти от указанной инфекции (далее Правила):

«…2. Единовременная социальная выплата осуществляется следующим работникам организаций здравоохранения, заразившимся коронавирусной инфекцией COVID-19 при проведении противоэпидемических мероприятий по борьбе с указанной инфекцией в период действия чрезвычайного положения, а также их семьям, в случае смерти работника от заражения:

1) врачи, средние и младшие медицинские работники инфекционных стационаров, включая отделения реанимации и других стационаров, определенных для оказания медицинской помощи пациентам с коронавирусной инфекцией COVID-19;

2) врачи, средние и младшие медицинские работники провизорных стационаров, врачи и фельдшера скорой медицинской помощи, в том числе при амбулаторно-поликлинических организациях, а также врачи и средние медицинские работники санитарной авиации;

3) врачи, средние и младшие медицинские работники карантинных стационаров, водители бригад скорой медицинской помощи, а также специалисты лабораторий, работники санитарно-эпидемиологической службы, работники приемных отделений экстренных стационаров и организаций первичной медико-санитарной помощи, определенных к приему пациентов с острыми респираторными вирусными инфекциями, пневмонией и забору биологического материала, связанных с противоэпидемическими мероприятиями, работники органов судебных экспертиз.

3. Единовременная социальная выплата осуществляется из Государственного фонда социального страхования (далее — фонд):

1) лицам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, в случае заражения коронавирусной инфекцией COVID-19 в размере двух миллионов тенге;

2) семьям лиц, указанных в пункте 2 настоящих Правил, в случае их смерти от заражения коронавирусной инфекцией COVID-19, в размере десяти миллионов тенге…».

Вышеуказанными правилами также предусматривается порядок назначения единовременных социальных выплат специально созданными комиссиями. Состав комиссии формируется решением местного исполнительного органа области, города республиканского значения и столицы из числа представителей:

1) местного исполнительного органа области, города республиканского значения и столицы;

2) территориального подразделения Комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг Министерства здравоохранения Республики Казахстан (далее – КККБТУ) в лице Главного государственного санитарного врача области, города республиканского значения и столицы;

3) местного органа государственного управления здравоохранением области, города республиканского значения и столицы;

4) местного органа государственного управления по вопросам занятости и социальной защиты области, города республиканского значения и столицы;

5) партии «NurOtan»;

6) неправительственных организаций, представляющих интересы медицинских работников.

Для организации единовременных социальных выплат лицам, являющимся работниками организаций здравоохранения, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Республики Казахстан и его ведомства, создается комиссия при КККБТУ.

Также согласно Правил, на основании информации от руководителей организаций здравоохранения, предоставленной в письменной форме в течение двух рабочих дней со дня выявления факта заражения работника организации здравоохранения коронавирусной инфекцией СOVID-19, комиссии формируют списки работников организаций здравоохранения.

1. В случае не своевременного поступления информации от руководителей организаций здравоохранения по назначении единовременных социальных выплат в специально созданную комиссию работники здравоохранения, заразившиеся коронавирусной инфекцией СOVID-19 имеют право написать жалобу на своих руководителей в Управление общественного здоровья г. Алматы.

2. В случае, если Управление общественного здоровья г. Алматы не приняло никаких мер и никак не отреагировало на жалобу работников здравоохранения, они в праве обратиться в Министерство здравоохранения Республики Казахстан с указанием своей проблемы и просьбой принятия мер по её разрешению.

3. В случае вынесения отказа специально созданной комиссии в назначении единовременных социальных выплат работникам организаций здравоохранения, задействованным в противоэпидемических мероприятиях по борьбе с коронавирусной инфекцией СOVID-19, в случае их заражения или смерти от указанной инфекции работники здравоохранения имеют право обратиться в суд с заявлением, для обжалования решения комиссии в течение трех месяцев со дня, когда им стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов.

Права медиков при пандемии

В стране идет борьба с вирусной пандемией, названной Всемирной организацией здравоохранения (далее — ВОЗ) COVID-19 (далее – вирус), которая началась в ноябре месяце 2019 года.

Подчеркнув «вызывающие тревогу уровни распространения и тяжести», ВОЗ призвала государства предпринять решительные и неотложные меры в борьбе с распространением вируса.

Международные нормы по правам человека гарантируют каждому право на наивысший достижимый уровень здоровья и обязывают государства принимать меры для предотвращения угроз здоровью населения и по оказанию медицинской помощи. Согласно Закону РК «О чрезвычайном положении» (далее – Закон), меры и ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, не должны противоречить международным договорам в области прав человека, ратифицированным Республикой Казахстан. Однако масштабы и угрозы пандемии доходят до уровня причинения угрозы здоровью населения, что может быть обоснованной причиной ограничения прав и свобод, связанных, например, с ограничением свободы передвижения.

В Казахстане, согласно Конституции РК и Закону «О чрезвычайном положении», указом Президента был введен режим чрезвычайного положения, равно как меры и временные ограничения в целях защиты здоровья и жизни граждан. В период чрезвычайного положения была создана Государственная комиссия по обеспечению режима чрезвычайного положения при Президенте Республики Казахстан и наделила ее полномочиями, согласно закону. Также были введены правила карантина для заразившихся и имевших контакт с зараженными.

Граждане, у которых выявляются симптомы, характерные для вируса, немедленно госпитализируются и проводятся анализы на выявление заражения вирусом. Согласно статистическим данным, на сегодняшний день в стране имеется 2207 зараженных лиц и 20 умерших от вируса.

В период пандемии самыми уязвленными лицами являются медицинские работники, то есть те, кто борются за здоровье и жизнь граждан и вынуждены контактировать с заболевшими.

Согласно Закона РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» (далее – Закон о здоровье), медицинские работники имеют право на:

1) обеспечение необходимых условий для осуществления профессиональной деятельности;

2) частную медицинскую практику и фармацевтическую деятельность;

3) повышение квалификационного уровня за счет бюджетных средств или работодателя, если являются работниками организаций негосударственного сектора здравоохранения, не менее одного раза в пять лет;

4) переподготовку за счет бюджетных средств или работодателя в случаях высвобождения работника в связи с сокращением численности штата или ликвидации государственных организаций здравоохранения;

5) возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью в связи с исполнением трудовых (служебных) обязанностей;

6) беспрепятственное и бесплатное использование средств связи, принадлежащих организациям или гражданам, а также любого имеющегося вида транспорта для перевозки гражданина в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни;

7) предоставление служебного жилья;

8) возмещение транспортных расходов, связанных с разъездным характером деятельности;

9) поощрение за выполнение своих профессиональных обязанностей на высоком качественном уровне;

10) защиту своей профессиональной чести и достоинства;

11) страхование профессиональной ответственности за причинение вреда жизни или здоровью пациента при отсутствии небрежного или халатного отношения со стороны медицинского работника.

Медицинские работники обязаны:

1) надлежащим образом выполнять свои профессиональные обязанности, уважительно и гуманно относиться к пациентам, руководствоваться принципами медицинской этики и деонтологии;

2) содействовать профилактике заболеваний и укреплению здоровья граждан, оказывать медицинскую помощь;

3) оказывать неотложную медицинскую помощь населению в экстренных случаях;

4) проводить работу по пропаганде медицинских знаний и здорового образа жизни среди населения;

5) соблюдать Кодекс чести медицинских и фармацевтических работников, хранить врачебную тайну, не разглашать сведения о болезнях, интимной и семейной жизни граждан;

5-1) незамедлительно сообщать правоохранительным органам о фактах совершения несовершеннолетними или в отношении них действий (бездействия), содержащих признаки уголовного либо административного правонарушения, в организациях здравоохранения, а также о фактах, ставших им известными в связи с профессиональной деятельностью вне организаций здравоохранения;

6) непрерывно развивать и повышать свой профессиональный уровень, в том числе путем прохождения повышения квалификации каждые пять лет;

7) привлекать в необходимых случаях для консультации специалистов другого профиля или более высокой квалификации.

6-1. Медицинские работники подлежат обязательной оценке профессиональной подготовленности и подтверждению соответствия квалификации специалистов в области здравоохранения.

Также все трудовые отношения работников организаций здравоохранения регулируются трудовым законодательством Республики Казахстан, и оплата труда осуществляется согласно трудовому законодательству. То есть, согласно Трудового Кодекса РК, при причинении вреда жизни и (или) здоровью работника в связи с исполнением им трудовых обязанностей работодатель обязан возместить вред в объеме и порядке, которые предусмотрены законодательством Республики Казахстан. Данный вред возмещается в полном объеме при отсутствии у работника страховых выплат. При наличии страховых выплат работодатель обязан возместить работнику разницу между страховой суммой и фактическим размером вреда.

При причинении вреда работнику, связанного с установлением ему степени утраты профессиональной трудоспособности от пяти до двадцати девяти процентов включительно, работодатель обязан возместить работнику утраченный заработок и расходы, вызванные повреждением его здоровья. Расходы, возмещаемые работодателем в период установления степени утраты трудоспособности, не могут превышать двести пятьдесят месячных расчетных показателей. Выплата по возмещению расходов осуществляется на основании документов, подтверждающих эти расходы.

Более того, в соответствии с Законом о здоровье, больные инфекционными и паразитарными заболеваниями, лица с подозрением на инфекционное и паразитарное заболевания, бактерионосители подлежат изоляции и лечению, а находившиеся в контакте с ними лица — медицинскому наблюдению, и при необходимости изоляции и лечению. То есть, медицинские работники, подозреваемые на заражение вирусом, должны сдать анализы, а также быть под наблюдением врача.

Согласно Приказу Министра здравоохранения и социального развития о «Правилах поощрения работников субъектов здравоохранения, оказывающих медицинские услуги в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и в системе обязательного социального медицинского страхования», имеется поощрение медицинских и немедицинских работников субъекта здравоохранения или немедицинской организации, задействованных в мероприятиях по предотвращению распространения коронавируса COVID-19 и (или) лечению больных с коронавирусом COVID-19 (далее — COVID-19), то есть, производятся доплаты за особые условия труда на  мероприятиях по предотвращению распространения COVID-19 и (или) лечению больных с COVID-19. Размер доплаты составляет десятикратный минимальный размер заработной платы. Выплата осуществляется из расчета за фактически отработанный период в мероприятиях по предотвращению COVID-19. Поощрение работников субъекта здравоохранения или немедицинской организации осуществляется с даты начала участия в мероприятиях по предотвращению COVID-19.

30 марта 2020 года Государственная комиссия утвердила решение об установлении ежемесячной фиксированной надбавки к заработной плате для задействованных в борьбе с COVID-19 медицинских работников. Выплаты будут производиться в течение трех месяцев по трем группам заражения вирусом:

— группа очень высокого риска – врачи, средние и младшие медицинские работники инфекционных стационаров, включая отделения реанимации – 20 МРЗП;
— группа высокого риска — врачи, средние и младшие медицинские работники провизорных стационаров и скорой помощи – 10 МРЗП;
— группа среднего риска — врачи, средние и младшие медицинские работники карантинных стационаров, санитарные врачи – 5 МРЗП.

В случае заражения медицинского работника вирусом полагается единовременная социальная выплата в размере 2 миллионов тенге, а в случае смерти – 10 миллионов тенге.

Что нужно знать работнику при сокращении?

Что нужно знать работнику при сокращении?

Процедура сокращения работника установлена законодательством Республики Казахстан. Нарушение такого порядка является основанием для оспаривания решения работодателя в суде и восстановления прав работника.

Нередки случаи, когда реального сокращения не происходит, соглашение с работником расторгается под видом сокращения либо с требованием подать заявление об увольнении по собственному желанию, либо вручают уведомление о сокращении раньше срока окончания трудового договора. При этом, возможно не выполняются, предусмотренные законодательством действия и решения, необходимые для законного сокращения.

Чтобы избежать незаконного сокращения и обмана со стороны работодателя, работнику необходимо знать свои права и требования действующего законодательства.

Процедура сокращения работника в обязательном порядке включает в себя:

—  издание приказа о внесении изменений в штатное расписание, или утверждении нового штатного расписания. В этом приказе дополнительно указываются: должности, либо количество штатных единиц, подлежащих сокращению, в связи с изменением в штатное расписание (утверждением нового штатного расписания); дата, с которой изменения в штатное расписание (новое штатное расписание) вступают в силу;

— уведомление работника не ранее чем за 1 месяц до расторжения трудового договора по данному основанию;

— уведомление уполномоченного органа в области социальной защиты не менее чем 1 месяц до сокращения;

— оформление увольнения, расторжение трудового договора, ознакомление и получение работником акта работодателя;

— выплату заработной платы, компенсации за неиспользованный трудовой отпуск, компенсационных выплат в связи с потерей работы в размере средней заработной платы за месяц.

Согласно п.п.2 п.1 статьи 52 Трудового Кодекса Республики Казахстан (далее-ТК РК) трудовой договор с работником по инициативе работодателя может быть расторгнут в случае сокращения численности или штата работников.

Необходимо понимать, что сокращение происходит путем:

— уменьшения численности работников (например, в штатном расписании было предусмотрено 4 штатных единиц, после сокращения их становится);

— уменьшения штата (должность упраздняется). Переименование должности работника не является сокращением численности или штата.

Согласно статьи 53 ТК РК работодатель при расторжении трудового договора по основаниям, предусмотренным п.п.2 п.1 статьи 52 ТК РК, обязан письменно уведомить работника о расторжении трудового договора не менее чем за один месяц, если в трудовом, коллективном договорах не предусмотрен более длительный срок уведомления. С письменного согласия работника расторжение трудового договора может быть произведено до истечения срока уведомления.

Согласно п.п. 2 п.2 ст. 28 Закона Республики Казахстан «О занятости населения» (далее Закон) работодатель обязан предоставлять центру занятости населения письменно или посредством государственного интернет-ресурса «Биржа труда» в полном объеме информацию о предстоящем высвобождении работников в связи с прекращением деятельности работодателя – физического лица либо ликвидацией работодателя – юридического лица, сокращением численности или штата, снижением объема производств и выполняемых работ и услуг, повлекшего ухудшение экономического состояния работодателя, о количестве и категориях работников, которых оно может коснуться, с указанием должностей и профессий, специальностей, квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников и сроков, в течение которых они будут высвобождаться, не менее чем за один месяц до начала высвобождения.

Следовательно, если работодатель желает произвести сокращение численности или штата работников, то он обязан уведомлять об этом центры занятости не менее чем за один месяц до начала высвобождения и работников не менее чем за один месяц.

Ограничения по сокращению работника:

Не допускается расторжение трудового договора с работниками до достижения пенсионного возраста, установленного Законом Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», которым осталось менее двух лет, по основаниям, предусмотренным п.п.2 п.1 статьи 52 ТК РК, без наличия положительного решения комиссии, созданной из равного числа представителей от работодателя и работников.

Не допускается расторжение трудового договора по инициативе работодателя в период временной нетрудоспособности и пребывания работника в отпуске, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1), 18), 20) и 23) пункта 1 статьи 52 настоящего Кодекса.

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным подпунктами 2) и 3) пункта 1 статьи 52 настоящего Кодекса, не допускается с беременными женщинами, предоставившими работодателю справку о беременности, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), иными лицами, воспитывающими указанную категорию детей без матери.

Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Работодатель и работник. Обязанности и права в период чрезвычайного положения. Экспресс-анализ.

Указом президента РК от 15 марта 2020 года № 285  введено чрезвычайное положение, которое (в соответствии с законом) введено как временная мера, применяемая исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Республики Казахстан и представляющая собой особый правовой режим деятельности государственных органов, организаций, допускающий установление отдельных ограничений прав и свобод граждан, иностранцев и лиц без гражданства, а также прав юридических лиц и возлагающий на них дополнительные обязанности. 

Здесь стоит поразмышлять, исходя из той задачи, которую мы поставили изначально: Работодатель и работник – обязанности и права в период ЧП. Уже первое приближение к пониманию того, что происходит, позволяет утверждать об ограничениях прав и свобод граждан, а также прав юридических лиц. Причем, возложение на них дополнительных обязанностей – составляющая таких ограничений. Понятно, что гражданин, пересекающий границу предприятия для выполнения трудовой функции — работник. А руководитель юридического лица – работодатель, призванный правильно понять и воплотить в жизнь отдельные ограничения прав и дополнительных обязанностей, если таковые будут иметь место.

Указом президента Республики Казахстан «О введении чрезвычайного положения» от 15 марта 2020 г. конкретизируется причина введения ЧП: «…в целях защиты жизни и здоровья граждан ввести в соответствии с законодательством Республики Казахстан на всей территории Республики Казахстан…» (п.1), создается Государственная комиссия по обеспечению режима ЧП (п.2) и вводятся определенные меры и временные ограничения на период ЧП (п.3). В нашем случае необходимо внимательно рассмотреть эти ограничения. Пункт 3 Указа содержит 6 подпунктов, где, практически, каждый влечет собой определенные ограничения для юридических лиц:

1) усилить охрану общественного порядка, охрану особо важных государственных и стратегических, особорежимных, режимных и особо охраняемых объектов, а также объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;

2) ограничить функционирование крупных объектов торговли;

3) приостановить деятельность торгово-развлекательных центров, кинотеатров, театров, выставок и других объектов с массовым скоплением людей;

4) ввести карантин, осуществить масштабные санитарно-противоэпидемические мероприятия, в том числе с участием структурных подразделений Министерства обороны Республики Казахстан и органов внутренних дел, осуществляющих деятельность в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

5) запретить проведение зрелищных, спортивных и других массовых мероприятий, а также семейных, памятных мероприятий;

6) установить ограничения на въезд на территорию Республики Казахстан, а также на выезд с ее территории всеми видами транспорта, за исключением персонала дипломатической службы Республики Казахстан и иностранных государств, а также членов делегаций международных организаций, направляющихся в Республику Казахстан по приглашению Министерства иностранных дел Республики Казахстан.

Понятно, что ряд юридических лиц, охваченный этими ограничениями — юридические лица государственные. Однако львиная доля вводимых ограничений ложится на плечи негосударственных предпринимательских структур, деятельность которых ограничивается или приостанавливается. Полагаю, что разъяснением того, что следует делать предпринимателям в таких случаях никто не занимался и поступать им приходится на свой страх и риск. Причем страх вполне оправданный, а риск не вполне прогнозируемый. Зона особой социальной напряженности возникает на любом предприятии, где работодатель (предприниматель) не утруждает себя пониманием некоторых особенностей чрезвычайного положения, а именно:

  • Нормы Трудового кодекса Республики Казахстан продолжают действовать на всей территории РК;
  • Нормы Уголовного кодекса Республики Казахстан (ст. ст. 152-156 Нарушение трудового законодательства и др.) продолжают действовать на всей территории РК;
  • Правосудие в местности, где введено чрезвычайное положение, осуществляется судами в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан (Закон Республики Казахстан «О чрезвычайном положении», ст. 23), то есть на вей территории РК

Остановлюсь на двух понятиях, зафиксированных в ст. 1 Трудового кодекса РК, которые, как представляется, имеют непосредственное отношение к ситуации, в которой оказались мы все:

  • простой – временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, организационного, иного производственного или природного характера;
  • акты работодателя – приказы, распоряжения, инструкции, правила, положения, графики сменности, графики вахт, графики отпусков, издаваемые работодателем;

Первые дополнительные обязанности, которые возлагаются на руководителей организаций и предприятий (независимо от форм собственности), предпринимателей, субъекты малого и среднего бизнеса – это, во исполнение Указа президента о введении чрезвычайного положения в стране, принятие соответствующих актов работодателем о временной частичной или полной приостановке деятельности (организации, предприятия, субъекта МСБ). Замечу: не организация массового сбора в добровольно-принудительном порядке заявлений от работников об уходе в отпуск без сохранения заработной платы, а принятие соответствующих актов о временной частичной или полной приостановке деятельности. В равной степени это относится и к руководителям государственных учреждений и предприятий.

Почему это важно? По нескольким причинам. Первая – акт работодателя зафиксирует причину простоя (простой – это приостановка деятельности) и дату его начала – введение чрезвычайного положения в стране Указом президента РК или решение и постановление местных исполнительных структур, принятых в развитие упомянутого Указа, об ограничениях по определенным видам деятельности, не предусмотренных Указом. 

Вторая причина. Вовремя принятый акт работодателя упорядочит юридические последствия простоя для работников и работодателей. В частности, оформление времени простоя и условия оплаты времени простоя (ст. 112 Кодекса о труде в РК) будут определяться причинами, не зависящими от работодателя и работника. Что касается оплаты времени простоя – её размер не может быть ниже минимального размера заработной платы. Трудовой договор с работником или коллективный договор на предприятии могут содержать иные нормы. Однако минимум должен быть соблюдён в любом случае.

Третья причина. Принятые работодателем акты и доведённые работникам должным образом снизят социальную напряженность, сориентируют работников на действия в правовом поле, позволят совместно принимать решения для выхода из конфликтных и кризисных ситуаций. Если на предприятии или в организации действует профсоюз, то конфликтные и кризисные ситуации будут минимизированы.

Теперь о работниках. Сторона трудовых правоотношений в сложный период чрезвычайного положения. Сторона наиболее уязвимая. Как правило, работник выполняет трудовую функцию, получая заработную плату. Эта заработная плата уходит на оплату коммунальных услуг, приобретение товаров первой необходимости и продовольствия. Зачастую на иждивении работника есть несколько человек: дети, престарелые родители, нетрудоспособные члены семьи. Ситуация может усугубляться невыплаченными кредитами, ипотекой и товарами, приобретенными в рассрочку.

Как уже говорилось, действие Трудового и Уголовного кодексов Республики Казахстан Указ президента о введении чрезвычайного положения не приостановил. Обращения работников в судебные, правоохранительные органы и органы прокуратуры по поводу защиты нарушенных прав, восстановления прав, которые были нарушены или обращения за компенсацией причиненного вреда (материального, морального, здоровью) не запрещены и не приостановлены. Конечно, особая категория таких обращений – невыплата заработной платы, задержка таких выплат, принуждение к написанию заявления об отпуске без сохранения заработной платы (отпуск без содержания). Не следует отказываться от таких обращений. Кратчайший способ подачи: письменно, посредством почтового отправления. Лучше заказным письмом с уведомлением о вручении письма адресату. 

Отдельно стоит присмотреться к возможности привлечь работодателя к уголовной ответственности за нарушение норм трудового законодательства. К сожалению, таких работодателей становится всё больше, а правоприменительная практика возбуждением уголовных дел, доведением их до судебного рассмотрения и вынесением обвинительных приговоров не пополняется. 

В заключение. Понятно, что причины введения чрезвычайного положения не зависят от воли работодателя или работника. Государство, в определенной степени, несет ответственность за риски, потери, неудобства и издержки. Предполагается помощь государства организациям и предприятиям. Одним из условий предоставления и получения такой помощи является правовая составляющая действий, как вовлеченных в процесс преодоления пандемии, так и пострадавших от этого процесса. 

Предполагается также и «работа над ошибками» после окончания мероприятий по введению чрезвычайного положения и реализации всех мероприятий и ограничений, которая будет проделана везде и всюду. Правовое русло разрешения конфликтных ситуаций и кризисных явлений, конечно, предпочтительнее. Однако до цивилизованных отношений сторон в трудовых правоотношениях еще очень далеко. И об этом не сейчас.

Юрий Гусаков
15 апреля 2020 г.
Подготовлено в рамках проекта «Трудовые права в Казахстане«

С заботой о горожанах

Лучше недоесть, чем переесть. И автор известной книги «Чудо голодания» Поль Брэгг, наверняка, должен быть солидарен с администрацией города Костаная.

Костанайское ТОО «Провиант 2010» до введения карантина на территории области активно занималось доставкой продуктов питания по всему региону: круп, сыров, растительного масла, кондитерских изделий, приправ. Однако, в связи с введением карантина и в соответствии с п. 1.4.1 Постановления  №11 главного государственного санитарного врача Костанайской области от 15.04.2020 предприятиям, деятельность которых не приостанавливается, необходимо было получить разрешение Регионального оперативного штаба города/района, находящегося по месту деятельности предприятия. Согласно приложения 1 к этому постановлению, к таковым относятся склад/дистрибуция продуктов питания, лекарственных препаратов и медицинских.

Только со слов директора ТОО «Провиант 2010» Юлии Цимбал, документы для получения разрешения на деятельность и передвижение по Костанайской области они подавали в акимат Костаная восемь раз, по итогу на два запроса пришли отказы.

Также еще на один запрос пришел ответ, что превышено количество нормы автотранспорта – дали разрешение аж на два легковых автомобиля, тогда как информация подавалась для получения разрешения на четырнадцать транспортных средств.

После подключения общественности 20 апреля Юлии пришла справка о разрешении на осуществление трудовой деятельности ее  компании, но машины оказались так и не внесены в базу для законного передвижения. Как считает директор ТОО, при ее штате сотрудников — 68 человек, работать на двух машинах с учетом развоза сотрудников, а также доставки продуктов просто невозможно.По информации Юлии Цимбал, ее случай — не единичный. Больше половины организаций города находятся точно в такой же ситуации. В связи с этим они создали группу предпринимателей в мессенджере WhatsApp и запланировали ехать в акимат Костаная для разрешения их проблемы «на местах».

Забастовка на железнодорожном вокзале в Кокшетау (ВИДЕО)

В Кокшетау железнодорожный вокзал остался без досмотра пассажиров и багажа. Тревожная ситуация возникла на стратегическом объекте- железнодорожном вокзале города Кокшетау, сообщает информационное агентство «Кокшетау Азия».

В среду вечером 36   инспекторов по досмотру пассажиров написали заявление об увольнении, и зона досмотра пассажиров несколько часов оставалась в открытом доступе.

Конфликт возник между инспекторами и новой охранной организацией АО «СОП- Кузет». В конце прошлого года она выиграла конкурс и ей доверили безопасность на двух входах рентген телевизионного управления в здании вокзала. Проще говоря, это арка, досмотровое оборудование, через которое проходит каждый пассажир, сдавая багаж на проверку. Вчера вечером эту обязанность временно возложили на техничку, а потом и вовсе объект остался без контроля. Перед нами проходили десятки пассажиров с  чемоданами, баулами, и никто их не проверял.

Бывшие теперь сотрудники в один голос рассказывают: — Нас не устраивают условия  работы новой фирмы, заработная плата… Конкретнее сказал Игорь Искаков: -Эти условия выгодны новой частной фирме, но не нам. Это длится уже с 31 декабря. Нам обещали декабря, что будет все на ваших условиях и мы месяц работали в подвешенном состоянии. Без договора. Это была наша третья попытка предупредить о нашем несогласии, но никакой реакции. Сегодня мы все четыре смены ушли,   вокзал находится без охраны.

Как выяснилось, раньше инспекторы по досмотру, которые прошли специальную подготовку и имеют сертификат, раньше работали сутки через трое, теперь, по их словам, им сделали более жесткий график-через двое суток, при этом не создав условий для труда и отдыха.

Отметим, через железнодорожный вокзал Кокшетау в четырех направлениях проходят 26 поездов, это более 10 тысяч пассажиров. И в среду вечером ни одного пассажира не проверили на наличие опасных предметов, а пропускной пункт пустовал.

Главный инженер Акмолинского отделения магистральной сети Анатолий Абдрахманов так прокомментировал вечером сложившуюся ситуацию: — На это период обязанности возложат на наших специалистов, которые ранее занимались этой работой. Вопрос этот заключается между работниками и работодателем, с которым мы заключили договор- АО «СОП-Кузет». Ранее в прошлую пятницу имели разговор, просили прийти к решению. Потом было принято решение об обращении сотрудников в головную инстанцию АО «СОП-Кузет». Видно, не достигли согласия. Мы рамках соглашения с «СОП-Кузет» будем действовать согласно законодательству.

На вокзале в тот вечер оказался представитель фирмы – заместитель начальника досмотровой службы объекта Кокшетау Марат Ахметов. Его позиция была более, чем странной. Он сказал,  посмеиваясь: — Какие меры? Я не уполномочен никаких мер принимать. Я не решаю эти вопросы. Вот уговариваю всех остаться, выполнить свой гражданский долг, но не получается… Профессионально подготовленные инспекторы отправились в итоге по домам, не добившись вразумительного ответа. А на их место только через несколько часов поставили спешно набранных сотрудников.

Сегодня директор Акмолинского отделения магистральной сети Артур Кизатов сообщил: -Мы готовим  акт по всем выявленным нарушениям, потому что есть ряд условий, которые АО «СОП -Кузет» должен выполнять. Это более десятка пунктов, среди которых самое главное – подготовленные специалисты, форма одежды, наличие удостоверений. Нам главное, чтобы были обеспечены условия договора. По всей видимости, фирма удовлетворит заявления сотрудников об увольнении.

А вместо ушедших придут другие люди, которых срочно будут обучать в выходной день по 16-часовой программе. Пока же обязанности на досмотре багажа исполняют девять прикомандированных сотрудников из Нур-Султана.

ИСТОЧНИКhttps://kokshetau.asia/socialnews-mobile/51227-zabastovka-na-zheleznodorozhnom-vokzale-v-kokshetau-video