В приказном тоне: как экономические требования перерастают в правозащитные
За четыре дня до объявленной даты начала забастовки нефтяников владельцы нефтяной компании расторгли трудовой договор с лидером независимого профсоюза, однако добились лишь того, что к прежнему требованию повышения зарплаты теперь добавилось требование прекратить преследования активистов.
В первый день сентября лидеры независимого профсоюза рабочих-нефтяников АО «КМК Мунай» опубликовали видеообращение, в котором сообщали о своём намерении начать 10 сентября забастовку с требованием повышения заработной платы. На пятый день после этой публикации руководство компании известило председателя профсоюзной организации Ержана Елеманова о наложении на него дисциплинарного взыскания в виде выговора «за действия, противоречащие условиям коллективного трудового договора и зза действия, провоцирующие искусственный конфликт между работником и работодателем, мешающие нормальному ритму производства и негативно влияющие на производственные и экономические показатели Компании».
Одновременно с приказом о наложении взыскания в виде выговора профсоюзному лидеру вручили ещё один приказ – на этот раз о расторжении с ним трудового договора, то есть фактически о его увольнении. Мотивы такого решения были указаны как бы совсем из другой сферы, а именно «за предоставление работником работодателю ложных документов при заключении трудового договора, а также за повторное ненадлежащее исполнение работников своих трудовых обязанностей».
В чём конкретно заключалось ненадлежащее исполнение Ержаном Еламановым своих трудовых обязанностей, какие именно ложные документы он представил при заключении трудового заговора, осталась тайной, покрытой мраком. Восемь лет назад Елеманов был принят на работу, имея на руках и диплом об окончании Актюбинского колледжа нефти и газа и «корочку» оператора по добыче нефти и газа III разряда (впоследствии повысил свою квалификацию до IV разряда). В подлинности тех документов тогда никто из руководства компании не усомнился, а теперь вот такие сомнения не только возникли, но и вылились в решение об увольнении.
В связи с этим напрашивается достаточно очевидное предположение о наличии причинно-следственной связи между предъявленными Еламанову обвинениями и его общественной деятельностью как председателя независимого профсоюза, венцом и последней каплей каковой стала в глазах руководителей компании предстоящая забастовка. Здесь кстати будет напомнить, что возглавляемая Еламановым профсоюзная организация была признана владельцами компании в марте 2021 года после отдельной забастовки рабочих с соответствующим требованием.
Теперь же требования актюбинских рабочих-нефтяников будут касаться не только повышения заработной платы, но ещё и восстановления на рабочем месте профсоюзного лидера Ержана Еламанова. Впрочем, у владельцев нефтедобывающей компании «КМК Мунай» остаётся ещё три дня до «часа Х», чтобы выполнить эти требования и тем самым избежать забастовки.