На скорую руку
Противостояние в Алматы руководства службы скорой помощи и сотрудников перешло в уголовную плоскость. За обращения в ряд госорганов с требованием проведения проверки полиция возбудила уголовное дело.
Вечером 7 октября в Алматы водителя «скорой помощи» 5-ой подстанции Кенжебулата Есимсеитова задержали полицейские и доставили в УВД Алмалинского района, где он узнал, что стал фигурантом уголовного дела по статье 274 «Распространение заведомо ложной информации». Забрали его с рабочего места во время ужина, причем полицейские отказались сообщить причину задержания, а потом и подождать приезда адвоката.
Следователь Онгарбаев сообщил, что основанием послужила его подпись в числе 24 подписантов в различные государственные органы с просьбой навести порядок в хозяйстве алматинской «скорой помощи». Заявление с требованием возбудить дело поступило от директора «Службы скорой медицинской помощи» Ербола Сарсенбаева, указавшего в качестве двух основных «зачинщиков» Есимсеитова и водителя 12-ой подстанции Шарипова. Доставленный в полицию, в свою очередь, парировал тем, что обращаться в госорганы является правом любого гражданина и в своем заявлении они просили проверить их доводы.
– Меня допрашивали как обвиняемого, – рассказывает Кенжебулат. – следователь говорил, что меня могут закрыть на 48 часов, что по этой статье грозит срок год ограничения свободы.
А затем полицейский просто посоветовал пойти и «договориться» с директором.
В выписке, выданной Есимсеитову после допроса, значится, что его вызывали в статусе «свидетеля».
Изначально с требованием провести проверки выступило, как сообщает Кенжебулат Есимсеитов, 80 человек – водители «скорых», фельдшера, санитары, врачи. Но потом, когда об этом стало известно руководству и проведенных «бесед», большинство убрали свои подписи.
В своем заявлении сотрудники «Службы скорой медицинской помощи» Управления общественного здоровья города Алматы высказали своему начальству ряд претензий. В частности, якобы существует практика поборов при устройстве водителем в службу, при том что «прием на работу осуществляется только в частном порядке, а обратившимся соискателям из центра занятости населения отказывают в приеме на работу». Второй момент связан с «коронавирусными надбавками», которые водители получали также, как и медработники, но, как указывается в заявлении, «после прихода Сарсембаева Е.Ж. на пост главного врача размер выплачиваемых надбавок был значительно снижен. При этом, оснований для такого уменьшения не имеется, законодательные акты в данной области не изменялись». Далее – отсутствие спецодежды; ремонт автотехники и прохождение медосмотров за свой счет, привлечение к дисциплинарной ответственности водителей, «в частности за нарушение скоростного режима на основании показаний внутренней системы GPS», хотя, по сути, это сфера полиции. И последнее, что, могло переполнить чашу терпения главного врача Ербола Сарсенбаева, что его якобы уволили из Карасайской районной больницы из-за дисциплинарного нарушения.
– Мы по фактам из открытого доступа использовали информацию, – говорит Есимсеитов.
Что же касается ситуации в «службе скорой помощи», то, по словам подследственного, подобное длится уже с 20-го года, за это время сменилось уже четыре директора.
Противостояние ряда работников службы скорой помощи и нового руководства идет свыше полугода. Основные претензии к условиям труда и невыплатам положенных надбавок.
Летом этого года коллегу Есимсеитова Жомарта Аманова уволили только за то, что он сделал видеозапись того, как проходил дисциплинарный совет на станции скорой помощи. Тогда водители также пытались поднять те же вопросы, затронутые в новом заявлении.
Статья 274 УК РК пришла на смену перемещенной в раздел административных правонарушений «клеветы». Самым известным осужденным по этой статье стал гражданский активист из Алматы Альнур Ильяшев, которому суд вынес три года ограничения свобдыза три критических поста о партии власти «Нур Отан».
Ранее в Казахстане за обращение в государственные органы с требованием провести проверки коррупционных преступлений поплатились свободой фермер из Восточно-Казхастанской области Едыге Батыров и юрист из Балхаша Санат Букенов.