Возвращение в хижину дяди Тома
За девять месяцев из более чем 13 тысяч жалоб на нарушения трудовых прав полномочные органы отреагировали должным образом только на три. А в целом период карантина повлек за собой поток нарушений в трудовой сфере.
Казахстанское международное бюро по правам человека с 2019 года реализует двухгодичный проект Центра Солидарности «Трудовые права в Казахстане» по выявлению нарушения рудовых права и оказанию юридической помощи пострадавшим.
Подводя итоги первого года в ходе пресс-конференции 27 октября, заместитель директора Бюро по правам человека Денис Дживага сообщил, что за первый год было выявлено свыше 350 системных нарушений, в том числе и нарушения конвенций 87 и 98 Международной организации труда в части свободы ассоциаций и ведения коллективных переговоров и конвенции 105 об упразднении принудительного труда. «Основная часть обращений пришлась на режим ЧС и продолжение карантинных мер. Но и сейчас количество обращений опять начинает увеличиваться, потому что мы понимаем: несмотря на снятие каких-то ограничений все-равно впереди ввод новых ограничений, многие работники предприятий не смогли в полной мере начать свою работу», – отмечает заместитель директора КМБПЧ Денис Дживага. Тревогу вызывает и тот момент, что государство, по сути, самоустранилось в решении вопросов работников, вовлеченных в сферу малого бизнеса. Благодаря указу президента Токаева от 26 декабря 2019 года о введении моратория на проверки субъектов малого предпринимательства, работники этих сфер лишены возможности обращения в трудовые инспекции. Точнее, писать они могут, но ждать чего-то от них не приходится.
Так, с начала года по 1 сентября 2020 года в адрес Управлений по инспекциям труда регионов поступило 16330 обращений, из них в отношении 13762 обращений государственными инспекторами труда проверки не проводились. И всего три (!!!) проверки (в столице, Костанайской и Восточно-Казахстанской областях) были проведены по причинам нарушений, «потенциально несущих массовую угрозу жизни и здоровью населения, окружающей среде, законности и общественному порядку».
Самый показательный пример – крупный автоперевозчик в городе Семее, аффилированный с городскими властями, «Semey bus». В течение девяти месяцев на массовые нарушения прав работников закрывали глаза абсолютно все контролирующие органы, поскольку каким-то образом крупное предприятие считалось у них «субъектом малого бизнеса». И только когда работники перешли к прямым действиям – забастовкам и попытались создать свой профсоюз – все внезапно прозрели и тут же выявили 72 нарушения. Но прежде руководство предприятия старалось решать проблему с помощью незаконных увольнений тех, кто пытался отстаивать права. В настоящее время Восточно-Казахстанский филиал Бюро по правам человека оказывает поддержку незаконно уволенным работникам, и через суд требует их восстановления.
Однако даже сейчас, как говорит Куат Рахимбердин – директор Восточно-Казахстанского филиала КМБПЧ, «не все предписания государственной инспекции труда по ВКО работодателем были выполнены: не всем работникам были выплачены пенсионные и социальные отчисления, не всем были переданы трудовые договора и так далее».
В Уральске филиал Бюро по правам человека попытался было привлечь к защите прав трудящихся областную прокуратуру, поскольку, как и везде, в период пандемии часть предприятий закрылось и люди остались без средств к существованию. Но прокурорские работники переправляли обращения с жалобами на бездействие трудовых инспекций обратно в трудовые инспекции, и на этом свою миссию посчитали завершенной. Тогда филиал Бюро направил письмо с просьбой разъяснений что теперь делать в сложившейся ситуации в Министерство труда и социальной защиты. Оттуда пришел ответ, что министерством было предложено внести изменения в указ президента, касательно проверок, связанных с невыплатой заработной платы. И с 4 августа их бумага все еще находится на рассмотрении в канцелярии премьер-министра.
– Так получается, что каждый работодатель малого предпринимательства может три года может пользоваться работниками как рабами. То есть, не выплачивая заработную плату, не составляя трудовые договора и незаконно увольняя работников, – недоумевает юрист областного филиала Бюро по правам человека Татьяна Думчева.
Куат Рахимбердин обратил внимание на еще одну деталь, связанную с неоднозначным президентским указом. «В нем речь идет именно о плановых проверках. Но когда нарушаются трудовые права работников, которые закреплены конституцией, то государственные полномочные органы должны реагировать. И в соответствии с их регламентом, они должны проводить по жалобам внеплановые проверки»
Но у нас «должны» вовсе не значит, что будет что-то делаться.
Некогда в 2012 году президент Назарбаев предложил внедрить идею построения Общества всеобщего труда. Но судя по тому, как в нашей стране относятся к наемным рабочим, уже тогда можно было понять, что эта инициатива, как и многие другие – из области ненаучной фантастики. Новая реальность, связанная с пандемией – лучшее тому подтверждение.