В преддверии дня Конституции РК о равенстве всех перед законом и судом
Сегодня, конечно, не обо всех правах. Сегодня несколько слов о работнике и работодателе: существует ли равенство этих двух субъектов права в Республике Казахстан? Для кого-то ответ на поверхности, отдельные люди могут сказать, что да, дескать, существует. Кто-то ещё и не сталкивался в силу возраста и поделится лишь предположениями по этому вопросу.
Процитирую информацию, размещенную на 10 августа 2022 г. сайте Радио Азаттык «Трудился, но не заплатили. Миллиардная задолженность по зарплате и тысячи пострадавших». По официальным данным, в Казахстане задолженность работодателей по зарплате по состоянию на конец июля составила один миллиард 93 миллиона тенге (2,2 миллиона долларов). Речь идет о долге перед более чем двумя тысячами работников на 56 предприятиях. Цифры включают данные только о легальных трудовых отношениях, когда между работником и работодателем заключен контракт. Десятки, или даже вероятно сотни тысяч человек работают без письменных договоров и каких-либо гарантий соблюдения трудовых прав.
И теперь простыми словами. Люди отработали, работа выполнена. А вот другие люди наплевали на собственные обязательства. Работу не оплатили и оставили семьи работников без куска хлеба, без средств к существованию, без всякой надежды на то, что хоть кто-то защитит и вспомнит о равенстве, как о конституционном принципе нашего государства. Равенства в этом вопросе просто нет! Зарплаты тебя могут лишить одномоментно и надолго, а вот доказывать это и взыскивать с недобросовестного человека своё заработанное так сразу не получится. Хорошо, если профсоюзная организация есть – будет чуть полегче. А если нет? В одиночку или с такими же горемыками как сам пройти этот путь сложно.
В суд сразу не обратишься. Существенной задержкой в этом деле будут устные заверения и обещания, что заплатят завтра, в крайнем случае – послезавтра. Ну или после выходных. Вот только все это будут пустые обещания… Переведу: до обращения в суд следует пройти процедуру досудебного разрешения конфликта. Если она ни к чему не привела – тогда в суд. Да! И подтверждения такого разрешения должны быть письменные – слова и обещания работодателя ничего не стоят, как выяснилось. После этого – в суд. Исковое заявление надо написать, документы к нему приложить, свидетелей собрать, почтовые расходы, транспорт, т.д. … Переведу: у твоих детей и родных хлеб и еду работодатель отобрал. Государство ещё отберет на судебное урегулирование того, что тебе зарплату не дали. Государство своими нормами понуждает тебя лезть в долги дополнительно, искать грамотных юристов, чтобы тебе вернули тобой же заработанное. Есть и другой путь. Однако он связан с уголовно наказуемыми деяниями.
Небольшое отступление. В уголовном кодексе РК также есть статья 152, по положениям которой (в части третьей) за задержку или невыплату заработной платы можно привлекать к уголовной ответственности. В глазах рябит от длинного списка привлеченных. Практически таковых и нет. Увы и ах. А вот по привлеченным за уголовные правонарушения в сфере экономической деятельности (в том числе уклонение от уплаты налогов, таможенных сборов, других обязательных платежей и т.д.) – совершенно другая картина. И мы теперь подошли вплотную к третьему участнику трудовых правоотношений: государству. Конечно, не всё, а только в лице своих уполномоченных органов: налоговиков, таможенников, санэпидемиологов и проч.
Подчеркну ещё раз. Конституционный принцип равенства всех перед законом и судом в триаде работник-работодатель-государственный орган под большим вопросом. Единственный субъект права, кому этот принцип нужен и просто необходим – это нанятый работник. Госорган об этом принципе попросту не задумывается – свои претензии к работодателю он решает во внесудебном порядке и одномоментно (здесь они с ним на равных). У работодателя по отношению к работнику целый арсенал дисциплинарных мер и возможность одномоментно лишить куска хлеба его самого, его семью, родственников. А заодно обеспечить невыплаты по рассрочкам и кредитам, подталкивая к криминальному существованию.
Мало того, Указ Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2019 года № 229 «О введении моратория на проведение проверок и профилактического контроля и надзора с посещением в Республике Казахстан» надежно «прикрывает» нерадивого предпринимателя-работодателя от проверок со стороны государственной трудовой инспекции. Мы не один год, буквально, кричим: необходимо срочно отменить действие Указа, хотя бы в сфере трудовых правоотношений. Нас никто не слышит (или не хотят слышать). Потворствуя, таким образом, увеличению числа недобросовестных работодателей, совершенно не радеющих о торжестве конституционных норм на территории Республики Казахстан.
И в завершение. Полагаю, что стабильная работа триады работник-работодатель-государство в уважении друг к другу и конституционном равенстве всех перед законом и судом пока недосягаема. Однако все стороны трудовых правоотношений просто обязаны стремиться к конституционному правосознанию. Застрельщиком в этом движении является государство. Кроме того, вышеназванный Указ не должен этому препятствовать. Что касается восстановления нарушенного права работника в части выплаты заработной платы – процедура должна быть внесудебной (или упрощенной и кратковременной) и достаточно действенной. Для действенности можно было бы обеспечить правовой механизм выплат работнику из бюджетных средств, предусмотренных государством в рамках специальной, срочно созданной государственной программы. Причем, взимание средств с нерадивого работодателя, в таких случаях, могло бы быть одномоментным и абсолютно «заслуженным».
P.S. Напомню (для тех работодателей, которые посещают храмы), что мусульманам должны быть известны слова из Корана о необходимости рассчитаться с работником до того, как у него высохнет пот на лбу, а христианам – слова из Библии о том, что плата работнику не должна задерживаться до утра. Для тех, кто считает себя атеистом – уважайте Конституцию Республики Казахстан. Уважение конституционного принципа равенства всех перед законом и судом – достаточно серьёзный залог становления нашего Казахстана правовым государством.