Запрет непонятно чего: о дискриминации в сфере трудовых отношений в РК
Нонсенс: запрет дискриминации в Конституции Республики Казахстан есть, а определения или понятия что это такое «дискриминация» – нет.
Оно и понятно. Если мы привыкли с этим жить – это не кажется странным. Подумаешь, не тебе, а кому-то другому премию дали. Не тебя, а другого по службе продвинули. Не другого, а тебя штрафу подвергли. И т. д. и т. п.
А теперь более углубленно рассмотрим сферу труда. А точнее, трудовые правоотношения. Скучновато, конечно, но все-таки потеоретизируем.
Уж коль скоро отсутствие понятия дискриминации в трудовом кодексе мы обнаружили, то его необходимо туда ввести. Для трудовых отношений и связанных с трудовыми, понятие дискриминации, необходимое для введения в Трудовой кодекс могло бы включать в себя не только ограничение, но и предпочтение, различие или исключение по причине (дискриминации). Отсутствие на сегодня понятия дискриминации в трудовом законодательстве РК и перечисленных категорий (предпочтение, различие, исключение) приводит к умалению или отрицанию признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в рамках трудовых отношений и отношений, связанных с трудовыми.
Теперь о праве на труд. Или о праве на свободу труда, как написано в Конституции нашей страны. Для того чтобы четко и ясно представлять возможность допущения дискриминации в трудовых отношениях, необходимо рассмотреть совокупность прав работника, определяющих его трудовые отношения с работодателем. А это:
– Право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;
– Право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
– Право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда;
– Право на защиту от безработицы;
– Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры;
– Право на забастовку;
– Право на отдых.
И тогда следует признать, что возможность допущения дискриминации следует рассматривать не только в трудовых отношениях, как отношениях между работником и работодателем, возникающие при осуществлении прав и обязанностей, предусмотренных трудовым законодательством РК соглашениями, трудовым, коллективным договорами и актами работодателя. А и в отношениях, непосредственно связанных с трудовыми, т.е. отношениях, складывающихся по поводу организации и управления трудом, трудоустройства, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, социального партнерства, заключения коллективных договоров и соглашений, участия работников (представителей работников) в установлении условий труда в предусмотренных настоящим Кодексом случаях, разрешения трудовых споров и контроля за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан (п. п. 21, 22 п.1 статьи 1 Трудового кодекса).
Здесь следует ещё раз отметить отсутствие в понятийном аппарате Трудового кодекса понятия «дискриминация». Предлагаемое понятие для введения в Трудовой кодекс:
Под дискриминацией следует понимать: любое предпочтение, различие, исключение или ограничение по причине (расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, места жительства или по любым иным обстоятельствам), целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в рамках трудовых отношений и связанных с трудовыми отношениями, возникающих при осуществлении прав и обязанностей, предусмотренных трудовым законодательством Республики Казахстан.
К сожалению, сегодняшние нормы действующего законодательства республики несколько узко трактуют само понятие «дискриминации» (если это можно назвать понятием) и максимум о чем можно говорить – это о прямом или косвенном ограничении прав и свобод человека (гражданина) по мотивам происхождения, социального, должностного или имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства, принадлежности к общественным объединениям или по любым иным обстоятельствам. Хотя наряду с прямым или косвенным ограничением прав работника в сфере трудовых отношений могут быть допущены такие виды дискриминации как предпочтение или исключение, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления права (прав) наравне с другими.
Также отмечаем, что Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года содержит несколько упоминаний о запрете дискриминации: в принципах трудового законодательства Республики Казахстан (статья 4, п. 3) и п. 8)), где один из таких принципов – принцип запрещения дискриминации в сфере труда, принудительного труда и наихудших форм детского труда, а также принцип равенства прав и возможностей работников
Своё развитие указанные выше принципы получили в статье 6 Трудового кодекса, посвященной запрещению дискриминации в сфере труда, где достаточно конкретно говорится о равных возможностях в реализации своих прав и свобод в сфере труда, о том, что никто не может быть ограничен в правах в сфере труда, кроме случаев и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан (п.1 ст.6).
Также излагается полный запрет дискриминации при реализации трудовых прав по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства, возраста или физических недостатков, принадлежности к общественным объединениям или по иным обстоятельствам (п.2 ст.6). Указывается, что не являются дискриминацией различия, исключения, предпочтения и ограничения, которые в соответствии с законами Республики Казахстан устанавливаются для соответствующих видов трудовой деятельности либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите (п.3 ст.6).
Кроме того, закрепляется право лиц, считающих, что они подверглись дискриминации в сфере труда, обратиться в суд или иные инстанции в порядке, установленном законами Республики Казахстан (п.4 Ст.6).
В соответствии с уголовным законодательством РК нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина (нарушение конституционного запрета дискриминации в том числе) является одним из вредных последствий совершения уголовно-наказуемого деяния. В сфере трудовых отношений это может повлечь причинение значительного ущерба работнику. Работник и члены его семьи могут оказаться в трудной жизненной ситуации, из которой выйти самостоятельно у работника не будет возможности. Именно поэтому трудовое законодательство предусматривает обращение в суд лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.
К основным видам юридической ответственности за нарушение трудового законодательства относят гражданско-правовую, дисциплинарную, административную и уголовную.
Однако судебная инстанция не является единственной для обращения. Трудовой кодекс предусматривает возможность обращения работника (и работодателя) в местный орган по инспекции труда (ст. 17 Кодекса). В компетенцию местного органа по инспекции труда входит рассматривание обращения работников, работодателей и их представителей по вопросам соблюдения трудового законодательства Республики Казахстан, в том числе безопасности и охраны труда (п.8) ст. 17 Трудового кодекса).
Как представляется, местный орган по инспекции труда может и должен при рассмотрении заявлений устанавливать факт дискриминации, если таковой имел место и указывался в заявлении для рассмотрения.
Согласительная комиссия – это ещё один орган рассмотрения индивидуальных трудовых споров (квазисудебный), компетенция и порядок деятельности которого достаточно подробно изложен в Трудовом кодексе. Порядок рассмотрения заявлений в согласительной комиссии детально изложен в статье 159 Трудового кодекса и предполагает принятие компетентного решения, обязательного к исполнению сторонами конфликта. Согласительная комиссия, при её наличии на предприятии, является компетентным институтом, наиболее приближенным к сторонам индивидуального трудового спора. Именно поэтому на сегодня, вполне обоснованно, можно утверждать, что: Согласительная комиссия, при рассмотрении заявлений о нарушениях трудового законодательства (индивидуального трудового спора) может устанавливать факт дискриминации, если таковой имел место, независимо от того, указывался ли такой факт заявителем. Такое изменение продиктовано временем.
Не следует также исключать самостоятельные обращения работников в правоохранительные органы (прокуратуру и полицию), поскольку необходимо учитывать, что в ряде случаев ответственность за допущение работодателем дискриминации законодательством предусматривается нормами Кодекса «Об административных правонарушениях», а также нормами уголовного кодекса РК.
Так, Кодексом РК «Об административных правонарушениях» от 05.07.2014 года в статье 90 предусматривается ответственность работодателя за допущение дискриминации в сфере труда. В частности, за допущение работодателем дискриминации в сфере труда, выраженной в нарушении права работника на равную оплату за равный труд, а также на равные производственно-бытовые условия, в том числе при выполнении работ в рамках договора на оказание услуг по предоставлению персонала, – влечет штраф на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере тридцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере шестидесяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере ста месячных расчетных показателей (часть 1 ст.90 Кодекса).
Совершение такого деяния повторно в течение года после наложения административного взыскания, – влечет штраф на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации в размере шестидесяти, на субъектов среднего предпринимательства – в размере восьмидесяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере ста двадцати месячных расчетных показателей (часть 2 ст.90 Кодекса).
Кроме того, частью 3 указанной статьи предусматривается ответственность за размещение центром занятости населения, частным агентством занятости, а также работодателем информации о вакансиях для приема на работу, содержащей требования дискриминационного характера в сфере труда. В этом случае на виновных налагается штраф на физических лиц в размере пятнадцати, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере тридцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере ста месячных расчетных показателей. Совершённое повторно в течение года такое деяние (действие) после наложения административного взыскания – влечет штраф на физических лиц в размере тридцати, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере пятидесяти, на субъектов среднего предпринимательства – в размере ста, на субъектов крупного предпринимательства – в размере двухсот месячных расчетных показателей (часть 4 ст.90 Кодекса).
Что касается содержания первой и второй частей приведенной статьи.
На мой взгляд, сфера труда не исчерпывается правом работника на равную оплату за равный труд и равными производственно-бытовыми условиями. Как отмечалось выше, право на труд включает в себя 7 (семь) взаимоувязанных прав, умаление каждого из которых является проявлением (допущением) дискриминации и нарушением конституционного права.
Полагаю, что законодателю следовало бы расширить перечень прав, умаление или исключение которых влечет административную ответственность, дополнительно включив в статью 90 Кодекса «Об административных правонарушениях» ответственность за деяния выразившиеся в нарушениях права на отдых, права на забастовку, права на защиту от безработицы, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, а также право на вознаграждение за труд не ниже минимальной заработной платы.
Вот так мы с Вами и добрались до уголовной ответственности за допущение дискриминации или за нарушение конституционного запрета дискриминации в нашей стране.
Уголовным кодексом Республики Казахстан от 03.07.2014 года предусмотрена ответственность за нарушение равноправия человека и гражданина (Статья 145 Кодекса), выразившееся в прямом или косвенном ограничении прав и свобод человека (гражданина) по мотивам происхождения, социального, должностного или имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства, принадлежности к общественным объединениям или по любым иным обстоятельствам. Такие деяния наказывается штрафом в размере до ста шестидесяти месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до ста шестидесяти часов, либо арестом на срок до сорока суток (часть 1 ст. 145 Кодекса).
Часть 2 этой статьи предусматривает ответственность за такие деяния для должностных лиц, которые при их совершении использовали своё служебное положение либо на момент совершения являлись лидером общественного объединения. В этом случае ответственность суровее. Штраф в размере до двухсот месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до двухсот часов, либо арестом на срок до пятидесяти суток, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (часть 2 ст. 145 Кодекса).
Для полноты ответственности, предусматриваемой в отношении лиц, виновных в дискриминации, следует несколько изменить диспозицию первой части рассматриваемой статьи, исходя из предлагаемого понятия дискриминации по полноте (!!!). Поскольку этой статьёй (145) предусматривается ответственность за ограничение прав… А как быть с предпочтением, исключением, различием? Да и в названии статьи можно было бы упомянуть эту самую дискриминацию, которая заключается не только в ограничении прав человека.
Уголовный кодекс Республики Казахстан содержит ещё 8 (восемь) статей, предусматривающих ответственность за нарушения в сфере трудовых отношений. Некоторые из них подлежат нашему пристальному вниманию, поскольку в большей или меньшей степени касаются вопросов дискриминации и по сути своей антидискриминационны.
В первую очередь, это статья 152 УК РК, предусматривающая ответственность за нарушения трудового законодательства Республики Казахстан. В частности, за незаконное прекращение трудового договора с работником либо неисполнение решения суда о восстановлении на работе, а равно иное нарушение трудового законодательства Республики Казахстан, повлекшее причинение существенного вреда правам и законным интересам гражданина (часть 1 статьи 152 Кодекса). Санкция в этом случае – привлечение к общественным работам на срок до ста шестидесяти часов либо арест на срок до сорока суток, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового.
Можно было бы рассмотреть ужесточение ответственности, если незаконное прекращение трудового договора с работником либо неисполнение решения суда о восстановлении на работе, а равно иное нарушение трудового законодательства Республики Казахстан совершалось виновной стороной на основе дискриминации.
Второй частью приведенной статьи как раз-таки и предусмотрена ответственность за необоснованный отказ в заключении трудового договора с женщиной или необоснованное прекращение с ней трудового договора по мотивам ее беременности, или необоснованный отказ в заключении трудового договора, или необоснованное прекращение трудового договора с женщиной, имеющей детей до трех лет, по этим мотивам, а равно необоснованный отказ в заключении трудового договора или необоснованное прекращение трудового договора с лицом с инвалидностью по мотивам инвалидности либо несовершеннолетним по мотивам его несовершеннолетия (часть 2 ст. 152 Кодекса).
Иными словами, речь идет о дискриминации на основе пола, наличия малолетних детей, беременности или инвалидности, несовершеннолетия. Санкция в этом случае – штраф в размере до двухсот месячных расчетных показателей либо исправительные работы в том же размере, либо привлечение к общественным работам на срок до двухсот часов, либо арест на срок до пятидесяти суток, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового.
Третья часть упомянутой статьи предусматривает ответственность за неоднократную задержку лицом, выполняющим управленческие функции, выплаты заработной платы в полном объеме и в установленные сроки в связи с использованием денег на иные цели (часть3 статьи 152 Кодекса). Такое деяние наказывается штрафом в размере до двухсот месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до двухсот часов, либо арестом на срок до пятидесяти суток, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Вне всякого сомнения, в части первой и второй рассматриваемой статьи (ч.ч.1, 2 ст. 152 УК РК) речь идет о дискриминации. В части первой как о нарушении трудового законодательства, повлекшего существенный вред. В части второй – о дискриминации при заключении трудового договора по признаку пола, наличия детей, инвалидности. Как представляется, перечень специальных субъектов в диспозиции второй части статьи можно было бы расширить или добавить общую трактовку для всех лиц, подвергающихся дискриминации: по любым другим обстоятельствам
Также заслуживает внимания статья 153 Кодекса, предусматривающая ответственность за нарушение трудового законодательства Республики Казахстан в отношении несовершеннолетних. Частью первой статьи для работодателя или должностного лица, нарушившего трудовое законодательство Республики Казахстан в части привлечения несовершеннолетних к работам, на которых запрещается применение труда работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста, – предусматривается наказание в виде штрафа в размере до двух тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до шестисот часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (часть 1 статьи 153 Кодекса).
Если такое же деяние, совершается: 1) группой лиц по предварительному сговору; 2) неоднократно; 3) в отношении двух или более лиц; 4) путем обмана или злоупотребления доверием; 5) в отношении несовершеннолетнего, заведомо для виновного страдающего психическим расстройством или находящегося в беспомощном состоянии, то такое деяние предполагает другое наказание. Речь идет о штрафе в размере до пяти тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до одной тысячи двухсот часов, либо ограничением свободы на срок от двух до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (часть 2 статьи 153 Кодекса).
Как представляется, санкцию части второй статьи необходимо ужесточить, коль скоро упомянутое деяние может повлечь необратимые последствия для несовершеннолетнего работника, которые приведут его к трудной жизненной ситуации.
Резюмируя изложение некоторых пожеланий, хотелось бы к нашей работе пригласить действующих профсоюзных лидеров (можно и юристов профобъединений) для обсуждения проблемы, правильного понимания необходимости такой работы, которая привела бы к совершенствованию трудового законодательства и недопустимости дискриминации в отношении работников.