Харассмент в альма-матер: явление есть, противодействия нет

В силу своей специфики образовательные учреждения РК наиболее подвержены проявлению харассмента, которое как явление у нас существует, но его как бы нет.

Проблема харассмента тесно связана с проблемой борьбы с дискриминацией и иными нарушениями прав и свобод человека. Далеко неслучайно ей уделяет пристальное внимание мировое сообщество. Ярким свидетельством этому является принятие на уровне Международной организации труда (МОТ) таких важнейших документов, как Конвенция МОТ №190 «Об искоренении насилия и домогательств в сфере труда» и Рекомендация МОТ № 206 «Об искоренении насилия и домогательств в сфере труда». На сегодняшний день, они являются ориентирами для законодателей многих стран в определении сущности харассмента и юридических средств противодействия ему.

К сожалению, Республика Казахстан пока не ратифицировала эти международные стандарты и в национальной правовой системе страны дефиниция харассмента отсутствует. Ситуация с ним похожа на сказочный сюжет из истории Алисы в Зазеркалье, когда реальное явление существует, но наименования и обозначения не имеет, а общество словно делает вид, что подобного явления вроде бы нет.

Увы, но харассмент в настоящее время проник в самые разные сферы социальной действительности и обладает всеми чертами криминального явления, широко распространенного в Казахстане. Что же такое харассмент?

Несмотря на то, что большинство учебников и учебных пособий по криминологии, издаваемых в стране, практически ничего не говорят о харассменте, а академическая наука также молчаливо обходит его стороной, можно, ориентируясь на международные стандарты МОТ и анализ социально-правовой реальности, существующей в Казахстане, рассматривать харассмент, как тесно связанное с преступностью, разрушительное, социально-правовое явление, проявляющиеся в сексуальных домогательствах, притязаниях основанных на использовании служебной субординации и различных форм зависимости реальных и потенциальных жертв подобного поведения, в сферах бытовых отношений, профессиональной деятельности, служебных отношений и в процессе оказания различных услуг (медицинских, образовательных и т.п.).

Ключевыми в харассменте являются следующие моменты:

1). Наличие сексуальных притязаний, обусловленных стремлением к нахождению объектов сексуального воздействия в той сфере деятельности, в которой находится виновный в харассменте;

2). Использование зависимости жертвы (материальной, служебной и иной), т.е. обусловленной отношениями субординации, подчиненности, возможности применения средств поощрения и наказания, ограничения жертвы в тех или иных благах.

Это очень хорошо видно на примере зависимости, складывающейся в сфере образования. Она предусматривает, например, возможности дисциплинарного воздействия на студентов со стороны администрации учебных заведений и преподавательского состава, возможности ограничения студентов в тех или иных благах или наоборот, предоставления этих благ (перевод с одной формы обучения на другую, с одного курса на другой, предоставление льгот по оплате за обучение, различных форм вознаграждения и т.п.).

3). Целенаправленная виктимизация жертвы, которой сначала предлагаются различные льготы и бонусы в обмен на оказание сексуальных услуг, а затем настойчивые просьбы и предложения об оказании этих услуг перерастают в угрозы, психологическое давление на жертву, ее запугивание. Виктимный риск в условиях харассмента развивается примерно так же, как виктимный риск при «обычном» сексуальном насилии и в условиях коррупционных форм поведения. Все это в полной мере проявляется в харассменте, существующем в деятельности образовательных организаций.

С учетом сказанного, харассмент в сфере образовательных отношений можно определить, как проявление сексуальных домогательств и притязаний в отношении студентов, магистрантов и иных учащихся, педагогов, сотрудников учебно-вспомогательного и технического персонала, со стороны представителей администрации образовательных организаций и иных лиц, наделенных дисциплинарной властью в учебном процессе. Виновные в харассменте в данной сфере идут намного дальше известного коррупционера товарища Саахова – персонажа популярного кинофильма советской эпохи «Кавказская пленница», путавшего «казенную шерсть с личной». Современные субъекты харассмента, словно путают «храмы учебы и науки» с притонами для оказания сексуальных услуг, где формой их «оплаты» вместо звонкой монеты выступает начальственный статус и предоставляемые им возможности дисциплинарной власти.

Следует отметить, что зависимость в условиях харассмента в образовательной среде носит многогранный характер. Это целая смесь различных зависимостей: материальной, служебно-профессиональной, учебной, психологической. Это зависимость от преподавателя, заведующего кафедрой, декана, ректора вуза, директора колледжа или школы, руководителя образовательной программы и другого должностного лица.

Харассмент, как и любое криминальное явление, имеет свои причины и условия. Не вдаваясь в их подробную характеристику отметим, что в механизме возникновения и развития харассмент большую роль играют социальное расслоение в студенческой среде, возможности использования различных ситуаций зависимости жертв, сочетание полусредневековых традиций в ментальном поведении людей, основанных на «почитании начальства», и сексуальной распущенности, распространение различных сексуальных патологий и девиаций, коррупция и безнаказанность виновных в харассменте, состояние страха и психологической уязвимости, вины и тревожности, которые испытывают жертвы сексуальных домогательств. Не последнею роль в причинах и условиях харассмента, играют низкая правовая информированность о возможных действиях жертв, подвергшихся сексуальному давлению и домогательствам.

Заметим также, что ведущими мотивами харассмента являются желание виновного ощущать свою власть над жертвой, самоутверждаться на социальном и психологическом уровне через сексуальную эксплуатацию молодых привлекательных женщин: ведь именно лица женского пола преобладают среди жертв харассмента. В образовательной среде это, как правило, студентки, магистрантки, молодые преподаватели, сотрудницы различных учебных заведений.

Несомненно, харассмент в образовательной сфере исключительно опасен. Он несовместим с духом учебно-воспитательного процесса, его нравственными принципами, неразрывно связанными с историческими и культурным традициями преемственности поколений. Харассмент буквально убивает доверие студентов и учащихся к преподавателям, к администрации учебных заведений. Он полностью противоречит этике образования и коммуникации в учебных заведениях. Харассмент приучает студентов не стремиться к знаниям, а «продавать» свою привлекательность, продвигаясь в жизни через оказание сексуальных услуг. Харассмент – это насилие над личностью, дискриминация, нарушение прав человека. Это виктимизация его жертв, высокие риски суицидов и противоправных форм поведения.

В связи с этим возникает классический вопрос о том, что делать с данной проблемой?

В уголовном законодательстве Казахстана существует ответственность за понуждение к половому акту и иным действиям сексуального характера (статья 123 УК РК). Фактически это ответственность за одну из наиболее грубых форм харассмента – сексуальное принуждение. К сожалению, однако, предупредительные возможности статьи 123 УК РК, весьма ограничены. Ее будет крайне сложно применить при отсутствии угроз со стороны виновного, имеющих конкретизированный характер (лишить стипендии, отказать в предоставлении отсрочки в оплате за обучение, поставить неудовлетворительную оценку на экзамене и т.п.). Виновный в харассменте, может запугивать жертву обещанием создать проблемы. Подобное обещание будет непросто истолковать как угрозу, подпадающую под признаки статьи 123 УК РК. Более того, данная статья не применима, если виновный не угрожал жертве, а действовал более тонко: предлагал оплату сексуальных услуг, предоставление различных «бонусов и льгот».

Данное обстоятельство означает необходимость совершенствования казахстанского законодательства о противодействии харассменту в образовательных отношениях. Помимо этого, необходимо включить положения о недопустимости харассмента в законодательство об образовании, в уставы университетов и других учебных заведений, в коллективные трудовые договоры в образовательных организациях. И конечно же, крайне важен дух нетерпимости в отношении харассмента, его неприемлемости в образовательной среде. Необходимо создание четких организационно-правовых алгоритмов противодействии харассменту, призванным помочь не оказаться его жертвами.