Третьего ноября в три часа ночи
Очередная трагедия, связанная с трудом шахтеров, показывает, что государство как не училось, так и не учится ни на чьих ошибках. И проблемы шахтеров не решаются десятилетиями.
Практически во всех официальных источниках месяц назад было опубликовано известие о гибели шахтеров: «3 ноября ориентировочно в три часа ночи в г. Шахтинске на шахте им. Ленина (АО «Арселор Миттал Темиртау») при бурении газодренажных скважин произошёл внезапный выброс газа, сообщили в МЧС РК. Четыре работника погибло, поиски ещё одного продолжались. Также четверо госпитализированы. По предварительной информации была проведена эвакуация 106 работников. Обстоятельства устанавливаются. Была создана комиссия по расследованию аварии, по результатам которого будут установлены причины и обстоятельства произошедшего».
За скупыми строками официоза встают во весь рост каждодневный риск, постоянная опасность и угроза для жизни и здоровья подземников, которых, к слову сказать, хотя бы не обвинили в том, что трагедия случилась по их вине. Потрудилась комиссия и 25 ноября было установлено полное отсутствие вины погибших. Теперь сотрудники следственных органов должны потрудиться как следует, чтобы такая трагедия не повторилась.
Что такое шахтерский труд – знаю не понаслышке. Скорблю. Мои соболезнования родным и близким погибших. Не приведи Господь к повторению такой трагедии…
Немаловажный аспект, который нередко всплывает в моменты пристального внимания к шахтерским проблемам – это снижение пенсионного возраста для подземников. Вот и накануне выборов президента РК члены Республиканского общественного штаба в поддержку Касым-Жомарта Токаева приезжали в Караганду, где встретились с бизнес-сообществом, шахтерами и студенческой молодежью региона. Шахтерам опять пообещали позаниматься этим вопросом. С 1 января 1998 года таких обещаний от самых разных кандидатов не счесть, а «воз и ныне там».
Интересно, что эта проблема в совокупности со всеми обещаниями ещё ни единожды не попадала в требования шахтеров, подлежащих удовлетворению, как правомерная. Сами судите: 1 декабря состоялась встреча представителей шахтёрских коллективов с руководителями компании «АрселорМиттал Темиртау». Целью встречи заявлено обсуждение требований шахтёрских коллективов. Представителями шахт были высказаны многочисленные аргументы о необходимости решения основных вопросов – это о повышении заработной платы и выплаты 13-ой зарплаты.
Предложения руководства компании по этим вопросам поддержки у шахтёров не нашли. Стороны к согласованному решению не пришли. Возможно, придут в следующем году. Но про пенсионный возраст опять нет и речи. Руководство однозначно пеняет на законом установленные нормы, а политики, готовясь уже к очередным внеочередным выборам в Мажилис парламента, готовят очередные обещания «позаниматься этим вопросом»… Так ведь не соврут. Будут заниматься. В очередной раз безрезультатно.
И про статистику. Средний возраст «подземника» (с учетом погибших, травмированных и получивших в награду за труд профессиональные заболевания), работающего на шахтах Караганды – 49 лет. А выход на пенсию – в 63 года. До 1 января 1998 года шахтеры выходили на пенсию в 50 лет. Это ещё проблемы «регрессников» здесь не прозвучали. А ведь они тоже есть и совсем не похожи на счастье и социальную справедливость.
Выводы делать не хочу. И ничьим обещаниям не верю.
Юрий Гусаков, Карагандинский филиал КМБПЧ