Инвалидность – не значит бесправие

10 марта в южной столице прошёл митинг в защиту прав людей с инвалидностью. Это был третий митинг в Алматы, прошедший за последние пять дней, при этом митинги проходили с двухдневным интервалом на всех трёх площадках, закреплённых постановлением маслихата Алматы в качестве официальных мест для мирных собраний. Если антивоенный митинг 6.03 в сквере за кинотеатром «Сары-Арка» собрал более трёх тысяч человек, а феминистский митинг 8.03 на площади Чокана Валиханова – около пятисот, то на митинг 10.03 в парке имени Махатмы Ганди собрались от ста до полутораста алматинцев.

При этом среди выступавших были не только жители города Алматы, но и Алматинской области – мужчина из райцентра Талгар и женщина из посёлка Шелек, а также из Караганды. По утверждению карагандинского правозащитника Жанибека Байтокова, число казахстанцев, имеющих ту или иную степень инвалидности вместе с членами их семей превышает два миллиона. Однако далеко не все из них могут получить пособия, а те, кто его получает, не могут на него прожить, поскольку его сумма составляет всего лишь 35 тысяч тенге.

– При таком размере пособия инвалид должен трать на жизнь не более одной тысяч тенге в день, что в пересчёте на доллары составляет всего два доллара. По стандартам ООН, люди с таким ежедневным доходом относятся к не к бедным, а к нищим. В связи с недавним повышением минимальной зарплаты до 60 тысяч тенге люди с инвалидностью требуют повысить пособия на 40 процентов,  – отметил Байтоков.

Среди присутствовавших на митинге были пятеро инвалидов-колясочников –две женщины и трое мужчин. Один из них обратился к собравшимся, держа в руках мегафон и сидя в коляске. Он рассказал о недоступности городской среды для людей с такой формой инвалидности. При входах в городские здания много лестниц, но очень мало пандусов, а там где есть, они или слишком узки – что называется, на одно колесо, либо слишком круты – прямо аттрак­цион «американские горки».

Отдельным «добрым словом» оратор удостоил городскую транспортную структуру. По его словам, в автобусах и троллейбусах как не было, так и нет приспособлений для посадки и высадки инвалида в коляске. На станциях же Алматинского метрополитена въехать на коляске с перрона в вагон или выехать из вагона на перрон в принципе можно, но до этого места очень трудно добраться. Существующие на верхних и нижних концах эскалаторов специальные приспособления могут быть подключены только работником станции, но его не дозовёшься. Что же до башенных подъёмников-лифтов, которыми оснащены построенные в последние годы надземные переходы над проспектами Аль-Фараби и Рыскулова, то они вообще не работают, – констатировал оратор.

Среди участников митинга количественно выделялись инвалиды по зрению, из которых одни являются членами и активистами Казахского общества слепых (КОС), а другие в разное время были из него исключены или сами вышли по причине застарелого внутреннего конфликта. На этой почве в последние годы возбуждалось несколько уголовных дел по заявлениям о присвоении бывшими руководителями общества государственных средств, по каковым делам прошёл ряд судебных процессов.

В этой связи даже и на сегодняшний митинг участники конфликта пришли двумя разными группами каждая со своим мегафоном, и когда выступал представитель одной группы, представитель другой старался его заглушить. При этом ораторы, представлявшие одну из враждующих групп, взывали к президенту Токаеву с требованием отстранить от должности нынешнего председателя общества, подкрепляя свой призыв плакатами с надписью в поддержку выдвинутой Токаевым идеи «Нового Казахстана».

Митинг за права людей с инвалидностью, прошедший 10 марта через два дня после феминистского и через четыре дня после антивоенного митингов, был наименее политизированным, однако политическая злоба дня не обошла и этот митинг. Главный организатор собрания Руслан Таипов, завершая собрание и поблагодарив всех его участников за проявленную ими гражданскую активность, проскандировал один за другим три слогана из трёх постсоветских стран: «Слава Украине! Жыве Беларусь! Казахстан, алга!»