Дискриминация есть, а понятия нет
Казахстанское международное бюро по правам человека намерено добиваться закрепления понятия «дискриминация» на законодательном уровне и принятия в Казахстане антидискриминационного законодательства.
К концу февраля 2020 года в рамках проекта по изменению национального законодательства через внесение в него антидискриминационных положений, поддержанного посольством Канады в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане, в Казахстанском международном бюро по правам человека и соблюдению законности хотят закрепить понятие «дискриминация» на законодательном уровне и внедрить уже имеющиеся рекомендации от договорных органов ООН.
– Продвижение и защита прав человека является неотъемлемой частью политики Канады с момента написания с момента написания Всеобщей декларации прав человека. Канада считает, что защита прав человека – это фундамент развития, стабильности и процветания, – отметила временный поверенный в делах Канады Надежда Егай в начале брифинга, предваряющего старт проекта.
Заместитель директора Бюро по правам человека Роза Акылбекова представила краткую картину проекта: «Основная цель проекта носит комплексный характер и направлен на соблюдение прав человека в Казахстане путем реализации мероприятий на законодательном уровне по борьбе с дискриминационными проявлениями в нашей стране».
В бюро по правам человека считают, что в Казахстане вопросы дискриминационных проявлений носят системный характер и охватывают практически весь спектр прав: свободу религии и вероисповедания, межнациональные отношения, свободу слова, политические права, свободу ассоциации и многое другое.
Тем более что к настоящему моменту Казахстан получил множество рекомендаций от более полудюжины конвенционных органов ООН и консультативно-совещательного органа «Диалоговая площадка по человеческому измерению» (при МИД РК), связанных с уменьшением проявления дискриминации. И «поэтому очень важно, чтобы само государство проявляло намерение их реализовать», добавила Роза Акылбекова.
Казахстан – участник Международной Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, систематически отчитывается по выполнению этих конвенций, напомнил Евгений Жовтис – директор Бюро по правам человека. И при этом само понятие «дискриминация» в законодательстве Казахстана отсутствует, видимо, по принципу «на нет и суда нет». На что также неоднократно указывалось при вынесении рекомендаций ООН.
Стоит отметить, что конвенционные органы ООН, как минимум, дважды выносили решения в отношении Казахстана, где указывали на наличие дискриминации. Первый – в отношении школьной уборщицы Анны Белоусовой, подвергшейся сексуальным домогательствам со стороны директора школы. Второй – в отношении правозащитницы Бахытжан Торегожиной, которой отказали в разрешении проведения протестной акции, тогда как в том же месте и в то же время без каких-то проблем провела свое мероприятие партия президента Назарбаева «Нур-Отан». В обоих случаях в ООН посчитали, что явно наличествует неравноправие и потребовали от Астаны устранить допущенные нарушения. В Акорде, как обычно, решениям международный организации значения не придали.
Опять же для Акорды «дискриминация» – понятие, связанное с расовыми различиями. Хотя, на самом деле спектр дискриминации достаточно широк. Как поясняет Евгений Жовтис, «это любое различие, которое не основано на объективных и разумных критериях», то есть и по религиозным признакам, и нарушения в трудовых отношениях, дискриминация по возрастным, гендерным, политическим признакам, и так далее. Однако на сегодня упоминание «дискриминации» в связи с ее запретом есть в Конституции РК, в Законе о государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, в Трудовом кодексе, но самого определения дискриминации нет.
И второе, на что обращает внимание Жовтис, это полное отсутствие антидискриминационного законодательства в РК, и, следовательно, нет ни специальных комиссий, ни процедур, ни даже судебной практики.
Однако сейчас, по мнению правозащитника, «время подошло, в связи с тем, что на уровне Комиссии по правам человека при президенте, Министерства иностранных дел, Министерства юстиции, Министерства информации и общественного развития (особенного на уровне его недавно созданного Комитета по межэтническим отношениям) была поддержана такая идея, что антидискриминационное законодательство надо разрабатывать, понимая его не как уголовно-правовую отрасль, а как гражданско-правовую».
Как отметил Жовтис, с 1 июля у нас ступил в силу новый Административный процедурно-процессуальный кодекс, позволяющий обжаловать различные административные акты и пользоваться новым инструментарием «административной юстиции», и для его эффективного использования можно было бы внести и положения, связанные с недопущением проявления дискриминации.
Бюро по правам человека ставит перед собой достаточно амбициозную задачу: не только за относительно небольшой срок создать Рабочую группу, разработать концепцию антидискриминационного законодательства и основные законодательные положения, но провести их экспертное обсуждение в обществе, на уровне государственных органов и парламентариев.