Раб не нем
Василий Ковешников, проведший три года в услужении у сыновей депутата мажилиса от партии «Ауыл» Жигули Дайрабаева, сбежал от своих благодетелей.
16 мая в Алматы прошла пресс-конференция человека, который провёл три года на неоплачиваемых полевых работах в Меркенском районе Жамбылской области. При этом его хозяевами являлись сыновья депутата Мажилиса и бывшего «технического кандидата» на президентских выборах Жигули Дайрабаева, недавно осуждённые за мошенничество.
60-летний Василий Ковешников рассказал о том, как его около трёх лет насильно удерживали в крестьянском хозяйстве. Несколько раз он пытался бежать, но его ловили, возвращали назад и избивали. Однажды Василию всё же удалось выкрасть у хозяев своё удостоверение личности и убежать от хозяев. Журналист талдыкорганского сеетвого издания Pravo.kz Сабыр Макажанов помог Василию Ковешникову добраться до Алматы. Что же касается его «работодателей», то в апреле этого года Марат Дайрабаев и Дидар Молдакалык получили условные сроки по обвинению в крупном мошенничестве.
– Это было в мае 2020 года. Дайрабаев приобрел дом у моего друга, жителя города Мерке, и сказал мне: «Ты не уйдёшь, останешься с моими сыновьями, работать будешь». Я его спрашиваю: «А деньги будешь платить?» Он обещал платить мне 30 тысяч тенге в месяц, но я от него не получил ни копейки. Я сначала смотрел за полем. Когда Марат (один из сыновей депутата. – Ред.) меня избил один раз, я хотел убежать, но он догнал меня с сыновьями своими, вернул снова в дом и сказал: «Ты теперь из дома не уйдёшь», – рассказывает Василий Ковешников.
– В 2021 году посадили на поле клубнику 20 гектаров, за этим полем мы смотрели, и до 25 ноября я жил прямо на поле в «УАЗике», в холоде, и в 2022 году то же самое. Питался «бичпакетами», ни копейки денег не получал. В 2022 году меня перевели к Дидару (ещё один сын Дайрабаева. – Ред.), я с ноября у него за скотом смотрел. Он мне сказал: «Скот выкормишь, я мясо сдам – деньги получишь. Я скотину выкормил, он его сдал, но мне ни копейки не заплатил. Марат меня два раза избивал, один раз дома у Дидара, один раз у себя. Я потом месяц встать не мог, дышать не мог, грудная клетка вся пробитая. В больницу не ходил, меня никуда не выпускали, – говорит Ковешников.
Присутствовавший на пресс-конференции журналист издания Pravo.kz Сабыр Макажанов рассказал, что о ситуации с Ковешниковым узнал от человека по имени Саид из города Мерке.
– Он рассказал, что к нему пришел человек, который находился у сыновей Дайрабаева младшего и среднего на поле, что его не выпускали, что он пытался уйти, у него не получалось, но в какой-то момент ему удалось убежать, его приютили и позвонили мне. Саид позвонил мне, потому что мы проводили журналистское расследование в отношении продажи его дома, а Василий пришёл именно к этому человеку, – говорит журналист.
По словам Макажанова, это не единичный случай рабства на плантациях Дайрабаевых:
– В прошлом году, в ноябре, с плантаций сыновей Дайрабаева сбежали два гражданина Узбекистана, им также не платили. Василий им дал номер своего друга Саида, они приехали в Мерке, позвонили Саиду, сказали, что Василий просит его забрать. Саид связался с общественником, который написал пост на Фейсбуке, тегнул местную полицию и всех, кого мог. После этого в дом к одному из братьев Дайрабаевых приехала полиция, записали видео. Через десять дней еще раз. Одно из видео разместили в Instagram Департамента полиции Жамбылской области. На видео Василий говорит, что у него всё нормально, ему платят, никто его не бьёт. И под моими постами начали публиковать видео, где Василий признается полиции, что всё хорошо, – рассказывает Макажанов.
Происходившее в присутствии полицейских, Василий Ковешников объясняет так:
– Полиция приехала, я сам не знал, зачем они приехали. Они стоят, снимают, а Дидар подсказывает мне, что надо говорить, ну я и говорил, будто всё хорошо. Ну откуда мне было знать, кто это? Они говорят, что это просто полицейская проверка, я не знал, откуда проверка. Они сказали, что просто отправят видео в Тараз, что я проживаю здесь – и всё.
Ещё один участник пресс-конференции – руководитель общественного фонда «Родник» Нина Балабаева сообщила, что после пресс-конференции планирует обратиться в полицию и прокуратуру по факту содержания Ковешникова в рабстве. Сейчас Ковешников находится в безопасном месте.
– Наш общественный центр является помогающей организацией, которая помогает людям, оказавшимся в трудной ситуации, как это случилось с Василием Ковешниковым. Его случай далеко не единичный, поэтому давно назрела необходимость принятия специального закона о противодействии торговле людьми. Мы обсуждали этот вопрос 11 мая на большом совещании с участием представителей МВД, Минюста и Министерства труда и социальной защиты. Мы приветствуем недавнее заявление президента Токаева о необходимости принятия такого закона и надеемся на его скорейшую реализацию, – говорит Нина Балабаева.
Казахстанские правозащитные организации не раз выступали за принятие такого закона и за более последовательное применение существующих законов. Республика Казахстан ратифицировала международные конвенции о борьбе с рабством, тем самым взяв на себя обязательства бороться с проявлениями этого позорного явления в нашей стране, а такие обязательства нужно выполнять.