«Январь» был ожидаем
Эксперты, подготовившие доклад о влиянии трудовых конфликтов в Мангистауской области на январские события, считают, что трудовая дискриминация и отсутствие профсоюзов в том числе привели к хаосу, охватившему государство.
18 октября в Астане состоялась презентация аналитического доклада «Трудовые права, профсоюзы: январские события 2022 года в Казахстане (Мангистауская область)». На мероприятие были приглашены как представители некоммерческого сектора, так и профильных ведомств, в том числе Министерств иностранных дел и труда.
Исследование подготовлено экспертами Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности – директором организации Евгением Жовтисом и директором Восточно-Казахстанского филиала Бюро Куатом Рахимбердиным.
В докладе отмечен ряд проблем национального законодательства и разрешения трудовых споров, причины возникновения трудовых конфликтов в Мангистауском регионе и их влияние на январские события этого года.
По мнению авторов исследования, события января были весьма ожидаемы.
– Так, если до пандемии количество трудовых коллективных споров исчислялось десятком, то к концу прошлого года их количество выросло в десятки раз. Так, по заявлению господина Токаева, в 2021 году было порядка 150 трудовых конфликтов, при этом более 130 забастовок пришлось на нефтегазовую отрасль. Абсолютное большинство пришлось на Мангистаускую область. Если бы кто-то вовремя обратил на это внимание, то, возможно, представления о возможных январских событиях было бы иное, – считает Жовтис.
По его мнению, помимо социальных проблем в нефтедобывающих регионах события января должны были обнажить для власти и проблему с правом граждан на свободу ассоциаций. Несмотря на то, что государство целенаправленно уничтожало независимое профсоюзное движение в стране, организуя всяческие законодательные препоны, именно остатки независимых профсоюзов и их лидеры способствовали тому, чтобы в «рабочих областях» протесты прошли мирно и организовано, а не по алматинскому пути.
Основной причиной роста недовольства в регионе явилось неудовлетворенность уровнем заработной платы. Тем не менее, разница оплаты труда иностранных и местных рабочих, падение платежеспособности также сыграли значительную роль.
По мнению исследователей, на сегодняшний день в Казахстане отсутствует система эффективного взаимодействия государственных инспекций труда, медиаторов, профсоюзов по урегулированию и предупреждению коллективных трудовых споров. Таким образом, рабочие фактически остаются один на один со своими проблемами.
– Государственные инспекции труда малоэффективны в отношении защиты трудовых прав работников – граждан Казахстана – на предприятиях, принадлежащих иностранному капиталу (прежде всего, это компании, принадлежащие крупному бизнесу из КНР и США). Как показало наше исследование, государственные инспекции труда практически не проявили себя в процессе урегулирования трудовых конфликтов в Жанаозене и других районах Западного Казахстана и не смогли обеспечить соблюдение трудового законодательства Республики Казахстан топ-менеджментом компаний, ставших очагами возникновения коллективных трудовых споров и забастовок, – резюмирует Жовтис.
На взгляд Куата Рахимбердина, сегодня трудовые конфликты стали неотъемлемой чертой реальности экономической модели Казахстана. Нередко, когда они наслаиваются на конфликты политического характера.
– Ярким свидетельством этому стали трагические события января 2022 года, когда на фоне социальных протестов трудящихся против несправедливости олигархического капитализма произошли кровопролитные вооруженные столкновения, едва не обрушившие государственность и правовую систему в нашей стране, – утверждает Рахимбердин.
Эксперт отмечает, что трудовое законодательство Республики Казахстан, в целом имплементируя рекомендации международных правовых актов МОТ, применительно к забастовкам в отдельных положениях расходится с ними. Так, установлена ответственность работников за участие в незаконной забастовке. Права на забастовку лишены все государственные служащие, в то время как международные стандарты предусматривают, что такое лишение возможно только в отношении государственных служащих, выполняющих публичные функции представителей власти (например: судей и прокуроров).
– Профсоюзы, как институты гражданского общества, выступают активными участниками процесса урегулирования коллективных трудовых споров. Однако, на их возможности эффективно защищать социальные права казахстанских трудящихся негативно влияет избыточный административно-бюрократический контроль. Будучи формально независимым институтами, профсоюзы для осуществления своей деятельности подлежат обязательной государственной регистрации. При этом регистрация профсоюзов, как некоммерческих организаций, намного сложнее, чем регистрация коммерческих бизнес-структур. Если профсоюз не будет зарегистрирован в установленном законодательством порядке, его деятельность сочтут противоправной, а лидеров и активистов станет возможным привлечь к юридической ответственности. Кроме того, профсоюзам запрещено получать зарубежное финансирование, а, значит, их возможности оказывать финансовую поддержку своему активу и трудовому коллективу в период забастовки ограничиваются, – констатировал Рахимбердин нынешнее положение рабочих союзов в Казахстане.
Исходя из выводов и результатов проведенного исследования, спикеры подготовили государству десять общих рекомендаций, в том числе: выполнить рекомендации международных органов; привести национальное законодательство в соответствие с международными стандартами; разработать учебно-методические материалы и различный методический инструментарий для обучения профсоюзных активистов.
Также отдельные рекомендации были даны и по Мангистауской области: в основном социального характера и касающихся профсоюзной деятельности.
При этом, как отметили спикеры, многие из рекомендаций они озвучивают уже не в первый раз, но ситуация с трудовыми правами не меняется десятилетиями, наверное, за исключением ее ухудшения.