Нежданно и негаданно

Выброс газа метана на шахте «Абайская» близ Караганды унес жизни шестерых человек. Еще два человека пострадали. Десятки родных и близких столкнулись с невосполнимой утратой. Кто-то потерял отца, кто-то мужа… Брата, кормильца, сына…

Горе, боль и горечь в Карагандинском регионе после очередной катастрофы никого из карагандинцев равнодушными не оставляют. Не так и редко подобные события на шахтах региона уносят жизни представителей опасной профессии. Для тех, кто не в теме, напомню, что за 10 лет войны СССР в Афганистане и за такой же период работы минуглепрома на шахтах СССР потери были примерно одинаковы: около 15 тысяч человек… Разница лишь в том, что военные потери и гибель мирных шахтеров никогда и никто не воспринимает одинаково.

Риск. Тяжелый, изнуряющий труд. Подземелье. Вечные сквозняки и радикулиты. Опасные условия труда: сверхкатегорность по газу и пыли. Охрана труда, техника безопасности, правила технической эксплуатации – все в совокупности и напряженнейший труд дают возможность человеку жить. Кормить себя и семью. Улучшать свое благополучие. И вдруг – все это закончилось…

Понятно, что по следам трагедии министр по чрезвычайным ситуациям Юрий Ильин пообещал, что семьям погибших сегодня при ЧП в Карагандинской области шахтеров выплатят 10-летнее денежное содержание. По его словам, семьям погибших и пострадавшим будет оказана необходимая помощь, предусмотренная требованиями и условиями коллективного договора, индивидуального трудового договора. Комиссионно будут рассматриваться вопросы невыплаченных кредитов, оплаты обучения детей погибших шахтеров, возможно предоставления жилья тем, кто его не имел…

Пока в этой истории много вопросов. Следствие по факту даст ответы лишь на некоторые из них. Позитивным на сегодня можно отметить только одно обстоятельство: Президент Республики Казахстан лично прокомментировал трагедию и поручил оказать всестороннюю помощь семьям шахтеров.

Есть и некоторые соображения, которые пока никто не услышал. Существующие привязки заработной платы шахтеров к нормам, планам и сдельщине будут заставлять каждого из них рисковать жизнью, не принимать во внимание соображения техники безопасности и воспринимать опасный метан как необходимого спутника в работе. А ведь у всех «руководителей» проходческих и добычных бригад голова должна болеть не о метрах и «рамах» проходки и не о тоннах добычи угля. О жизнях. О здоровье. О надлежащих с минимальной опасностью условиях труда.