Конспиративный труд

В Бюро по правам человека предлагают наделить участников гиг-экономики равными правами с трудящимися.

На пресс-конференции Казахстанского международного бюро по правам человека (КМБПЧ) по очередным итогам реализации проекта «Трудовые права в Казахстане» (при поддержке Центра Солидарности) особое внимание уделили новой отрасли экономики, получившей свое развитие в период пандемии.

За последние два года ограничений не только всколыхнулся рынок интернет-продаж, такси и курьерских услуг, но и выявились проблемы в этой сфере – в первую очередь отсутствие минимальных трудовых прав работников подобных сервисов.

Заместитель директора организации Денис Дживага сообщил, что за период реализации проекта с конца 2019 года сотрудники Бюро в разных регионах страны оказали юридическую помощь свыше 2000 обратившимся по нарушению их трудовых прав, отметив особенность периода – резкий рост трудовых конфликтов, вылившихся в забастовки, протестные акции, записи видеообращений

Участник проекта – директор Карагандинского филиала КМБПЧ Юрий Гусаков, перейдя к теме прав участников гиг-экономики, отметил, что в РК все еще не понимают, с чем досконально имеют дело. «Если мы говорим, что правовой статус у них должен быть, то первым делом наша республика должна идентифицировать правовой статус таких гиг-платформ, чтобы точно понимать, с чем мы имеем дело, – констатирует он. – Зачастую работающих там людей за работников и не считают: их могут называть «оказывающими услуги» или «пользующимися програмным обеспечением».

По мнению правозащитника, недостаточно просто внести изменения в Трудовой кодекс – вносить поправки нужно также и в Гражданский, ив Налоговый кодексы, а также в некоторые законы, касающиеся «минимального социального статуса».

Но прежде чем что-то менять или вносить, нужно понять принципы работы в нашей республики таких платформ, зачастую являющиеся транснациональными предприятиями, и провести аудит их деятельности и работы здесь их партнеров, так как есть вероятность, что получаемая здесь прибыль в обход республики идет напрямую или в карманы владельцев платформ, или в офшорные зоны.

Что предлагает Юрий Гусаков? В первую очередь считать тех, кто оказывает подобные услуги больше 15 дней на основании договоров об оказании услуг, полноценными работниками. Вместе с этим в Трудовом кодексе нужно расширить понятия «трудовой стаж» и «работник», поскольку «настолько законспирированы эти трудовые отношения, что сейчас на них не распространяются даже минимальные стандарты в сфере труда. А ведь это норма Конституции!»

Вторая проблема. Мало того, что Закон РК о профессиональных союзах не соответствует ряду параметров, в том числе Конвенции номер 87 (О свободе ассоциаций» Международной организации труда), он еще не содержит принципы, на основании которых создаются профессиональные союзы. К примеру, нельзя создать профессиональный союз водителей.

«Пришла цифровая платформа – это нечто новое, профсоюзы в стороне, – кто может на уровне власти представить этих работников, если не они сами?» – говорит Юрий Гусаков. Однако закон о профсоюзах, оказывается, не дает возможности выявлять и выражать интересы трудового сообщества, только защищать.

Налоговый кодекс также следует переработать, для того чтобы обычный человек без юридического образования мог разобраться в нем.

Ввозвращаясь к основному требованию правозащитной организации, выступающий указывает:.

«Все же мы полагаем, что необходимо оформлять полноценный трудовые договора, начиная с сегодняшнего дня. Но плохой фон на уровне республики. Предприниматели практически освобождены от проверок или таковые проводятся трудовыми инспекциями по формальным основаниям: то есть, есть приказ и трудовой договор – проверяется, нет – проверять нечего».

Но прежде чем что-то менять, нужно понять кто будет это делать? Нынешнее законодательство дает возможность создания трехсторонней комиссии на уровне правительства, профсоюзов и работодателей, и здесь требуется участие государства, чтобы хотя бы пригласить к разговору и уже в дальнейшем «поставить точку, как это уже сделали в России или Узбекистане», – озвучивает позицию КМБПЧ Гусаков.

В настоящее время в так называемую гиг-экономику вовлечено до 1,5 миллиона казахстанцев.

Последняя попытка проведения акции работников службы доставки Glovo в Алматы закончилась задержаниями активистов создаваемого ими профсоюза.   

В настоящее время Бюро по правам человека в рамках проекта приступает к анализу доступа к трудовым правам трудовых мигрантов. Предполагается подготовить его в течение двух месяцев и представить властям вместе с рекомендациями