«Мы не хотим быть больше рабами!»

Более 150 машинистов и работников Актюбинского локомотивного депо требуют уволить своего начальника. Они заявляют, что не хотят терпеть поборы, унижения и кумовство.

ТЕРПЕНИЮ НАСТАЛ КОНЕЦ. Вчера на территории локомотивного эксплуатационного депо (там производят техническое обслуживание и ремонт локомотивов) кипели нешуточные страсти. У собравшихся работников лопнуло терпение. Они пригласили журналистов, чтобы высказаться. Более 150 человек составили открытое обращение к руководству железной дороги, областного департамента труда, транспортному прокурору. Пока работники ждали чиновников, они с накалом жаловались СМИ на то, что у них творится.

Ситуацию возмущённые работники называют не иначе, как уничтожением коллектива. Проблемы, по словам недовольных сотрудников, начались после того, как руководителем депо стал Талгат МЕДЕУБАЕВ.

Хамство со стороны их руководителя в общении с подчинёнными, унижение, нарушение трудового законодательства, по словам одного из возмущённых, Берика КУАНЫШЕВА, стали нормой. На совещаниях и планёрках он позволяет себе материть работников. Кроме этого, он, по словам Куанышева, плюёт на трудовой кодекс, на предприятии процветает кумовство. Также Куанышев утверждает, что работники убирают снег и делают ремонт дома у бастыка.

Очень эмоционально работники говорили журналистам о том, что коллектив морально подавлен. Больше всего их возмущает кумовство. Так, к примеру, на повышение квалификации Медеубаев отправляет только тех, кто ему угоден. За прошлый год на машинистов аттестовали только родню Медеубаева и близких его зама.

Недовольны рабочие и замом Медеубаева Аманбеком СОВЕТБАЕВЫМ. Он родом из Шубаркудука. Если кто оттуда переводится на работу в актюбинское депо, то его сразу же отправляют на повышение квалификации и повышают в должности. В то время как местные работники и работники из других районов могут до 10 лет оставаться на низкооплачиваемых должностях. Хотя уровень квалификации у них выше и опыта работы намного больше. В числе претензий называлось и то, что машинисты не могут нормально отдохнуть после поездок. Их могут во время законного отдыха отправить в новый рейс. Положенные за переработку деньги работники, по их словам, уже давно не видели.

ХАЙ-ВАЙ КЕРЕК ЖОК! После того, как на встречу приехали руководитель управления по инспекции труда области Бауыржан ОРАЗАЕВ и представители КТЖ, началось собрание, которое длилось более 3 часов. Эмоции порою били через край. Каждый хотел высказаться. Приехавшие пытались успокоить работников депо словами: «Хай-вай керек жок!» (Давайте без эмоций!), но безуспешно.

На несколько минут в зал зашёл и Медеубаев. Заняв место за столом, он сказал журналистам, что комментировать ничего не будет, а всё, что говорят про него, по его словам, клевета. После этого он ушёл.

– То, что человек устал, и это снижает безопасность рейса, никого не волнует. Кроме этого, машинистов, которые отдыхают после рейса, могут вызвать для того, чтобы чистить рельсы или территорию депо, – начал, поднявшись с места, рассказывать один из машинистов.

– У нас был спортзал, пусть и небольшой. Сейчас он закрыт, ключей не допросишься. В бассейн раньше ходили, сейчас уже нет. Это всё с приходом Медеубаева началось, – продолжил другой недовольный работник депо. Было видно, что у работников накипело.

– Мы пришли сюда машинистами работать и помощниками машинистов, а вместо этого «придворными» работаем. Двор у адм-здания депо метём! А если возмущаемся, нам грозят увольнением. Сразу! – не выдержал машинист, сидевший на заднем ряду.

Берик Куанышев включил аудиозапись своего общения с их шефом Медеубаевым на планёрке, и весь зал слушал, как Медеубаев отчитывал Куанышева нецензурными словами – маты в речи руководителя были через слово.

Возмущённые люди раскрыли журналистам и чиновникам тайну: самой высокооплачиваемой работой является управление пассажирским поездом «Тальго». Этим поездом, в нарушение всех инструкций, управляют люди с гипертонией. Чтобы получить право управлять этим поездом, по словам машинистов, надо занести мзду руководству.

А если работник, например, при встрече на улице не узнает бастыка и не поздоровается с ним, то ему грозит увольнение или понижение в должности – за неуважение.

– Нам надо ходить по улице и оглядываться, чтобы, не дай бог, не прошёл мимо руководства и не поздоровался, так, что ли? – говорит Берик Куанышев.

Представитель профсоюза Сергей ЧЕРНОУСОВ, по словам обозлённых работников, – карманный защитник интересов трудяг. Он – друг детства Медеубаева. О соцзащите работников, как уверяют доведённые до отчаяния собравшиеся во дворе депо работники, не думает. 

СДЕЛАЕМ, ЧТО МОЖЕМ! Бауыржан Оразаев сказал собравшимся, что им обязательно помогут. – Сейчас создана комиссия по вашему обращению, будем работать и разбираться по вашим претензиям. Наши представители вошли в состав созданной комиссии. К сожалению, по закону такая ситуация, что сами мы проверить предприятие не можем. Нам необходимо обращение. Если хоть один работник напишет нам заявление, наши инспекторы придут и проверят, – сказал чиновник. Представитель профсоюза железной дороги был немногословен. О том, что сказано в обращении работников, он говорить не стал, сказав, что журналисты и так сами всё уже знают. А недовольных работников он пожурил, сказав, что надо было им обращаться сразу в профсоюз.

В завершение встречи железнодорожники попросили комиссию очень внимательно проверить их доводы. Иначе они, по их словам, готовы на самые крайние меры, чтобы отстоять свои права.

Дмитрий МАТВЕЕВ,
evrika@evrika.kz
Фото автора

ИСТОЧНИК: http://www.rikatv.kz/evrika/articles/my-ne-khotim-byt-bolshe-rabami-.html